Аргументы Недели → Экономика № 49(441) от 25.12.2014

Чемпионы народного хозяйства

, 18:10 , Обозреватель отдела Экономика

Уходящий год вновь удивил производственными рекордами. В России построили самый длинный горный тоннель – 4,3 км, крестьяне собрали второй по величине урожай в истории, ракетчики в декабре испытали тяжёлую «Ангару» и за год нарастили число космических запусков на 50% – тут мы на первом месте в мире. Вдобавок Россия впервые за последние 30 лет продала комбайны в Канаду, сотни тракторов – в Никарагуа, 1,5 тыс. КамАЗов – в Туркмению. «АН» внимательно следили за успехами предприятий.

Плазменное сердце

Трудно поверить, что нефтедобытчики Канзаса и Оклахомы, Малайзии и Кувейта выкладывают по полмиллиона долларов за российскую плазменную технологию. Установка, созданная группой учёных Петербургского горного университета, творит производственные чудеса. Снаряд-генератор плазмы спускается в нефтяную скважину, создаёт серию взрывов по 50–100 импульсов и восстанавливает отдачу нефтеносных пластов. Американцы осторожничали, сначала для пробы запустили российскую установку в самые убитые скважины, где дебит давно рухнул до пары баррелей в сутки. После обработки средняя прибавка составила 400–500%.На некоторых стволах – до 6000%.

Когда нефтяные компании узнали эти цифры, разразился всемирный ажиотаж. Арабы и мексиканцы, китайцы и австралийцы записываются в очередь на обработку. В ближайших планах – построить несколько снарядов и открыть представительства по всему нефтяному миру. Всего три бригады смогут оживить более 100 скважин в год. Одно это принесёт российской компании 50 млн. долларов (около 3 млрд. рублей). Дальше – больше. Самое непаханое нефтяное поле – на родине. Только в Западной Сибири заброшено 700 тыс. старых скважин. После обработки плазмой отдача вернётся на начальный уровень 1970-х гг., когда нефть в Сибири била фонтаном.

Вот так зарабатывают головой. Вся компания – пара десятков сотрудников. Чтобы стать миллионерами, не потребовались ни помощь государства, ни громадные кредиты. Вторая поразительная производственная история тоже родом из Петербурга. Многие помнят фотоаппараты ЛОМО. Фабрика, основанная в 1914 г., также выпускала телескопы, микроскопы и кинопроекторы. Оптические технологии – штука сложная, хорошие стёкла стоят дорого, особенно профессиональные. Что говорить, если стоимость одной кинокамеры доходит до
300–500 тыс. долларов (до 30 млн. рублей). При съёмках фильма камер нужно несколько.

Теперь представьте: Голливуд перешёл на российскую оптику. В 2014 г. российские объективы питерского производства ворвались на мировой рынок профессионального кино и потеснили давних королей японцев с их астрономическими ценами. В мире считаные единицы компаний, способных выпустить стёкла такого класса. Например, китайцы не умеют. ЛОМО покорило Голливуд, затем и мировой рынок. Сейчас в 20 странах используют более 100 российских комплектов оптики для профессиональной киносъёмки.

Тут к месту вспомнить другого покорителя Америки – Ирбитский мотоциклетный завод. «АН» рассказывали о невероятном зарубежном успехе российских мотоциклов с коляской. Десятилетие назад казалось, выпуск российских двухколёсных машин довели до ручки. Первым закрылся Ижевский мотоциклетный завод, в советские времена выпустивший более 12 тыс. «Ижей». Давно не стало «Ковровцев» и «Восходов». В целом продажи мотоциклов в РФ резко упали. Плохо берут любые аппараты, в том числе иностранные. Например, мотоциклов БМВ в РФ продают не более 100 штук в год, «Харлей-Дэвидсон» – 300. Японских и китайских двухколёсных аппаратов покупают до 10 тыс. в год. По сравнению с авторынком, в лучшие годы достигавшим 2,7 млн. новых легковушек, – капля в море.

К счастью, Ирбитский завод остался на плаву и нашёл своё место под солнцем мирового автопрома. Предприятие, на котором трудятся 12 тыс. человек, выживает за счёт оборонного заказа и зарубежных контрактов. «Уралы» не шедевр новейших технологий. Они предназначены для армии и такие тяжёлые, что не разгоняются выше 110 км/час. Зато ни у кого больше нет коляски с моторным приводом. За границей это оценили. В 2013 г. продажи «Уралов» в Северной Америке подскочили на 40%, в ЕС – на 20%. В 2014 г. успех повторился. И это при цене машины от 10 до 14 тыс. долларов (550–770 тыс. рублей).

Магеллановы сокровища

Теперь об успехах потяжелее. 1 декабря началось движение по обновлённому Гимринскому автотоннелю, соединившему Буйнакск и село Гимры в Дагестане. При длине 4285 м это самый длинный автомобильный тоннель в РФ.На втором месте Рокский тоннель на перевале между Северной и Южной Осетией (2660 м), на третьем – 2,5-километровый тоннель на дороге Адлер – Красная Поляна, который построили к Олимпиаде.

Конечно, даже таким впечатляющим дорожным сооружениям далеко до Северомуйского железнодорожного тоннеля на БАМе. При длине 15,3 км он проложен под горным хребтом на глубине до 1,5 километра. Это самая грандиозная стройка на БАМе, работа заняла 27 лет. Что касается мировых рекордов, самый длинный железнодорожный тоннель в мире открылся в 1988 г. в Японии. Это Сэйкан длиной 53,85 километра. За ним идёт евротоннель под Ла-Маншем между Францией и Британией длиной 50,45 километра. В России такие длины встречаются только у метрополитена, тут первенство у перегона на Арбатско-Покровской линии в столице – труба растянулась на 45 километров.

Зато у России первое место в мире по скважинам. Рекорд бурения вниз с 1990 до 2008 гг. держала наша Кольская сверхглубокая длиной 12,262 километра. Затем вперёд вырвалась нефтяная скважина Мерк в Катаре (12,29 км). Правда, она пробурена под острым углом, так что реальная глубина меньше Кольской. В любом случае в январе 2011 г. рекорд побила российская скважина на проекте Сахалин-1, добравшаяся до отметки 12,345 километра. Впоследствии Сахалин улучшил собственный рекорд. Ствол Z‑42 достиг 12,7 км, при этом бурение заняло всего 70 суток.

Что касается прочих геологических достижений, поразительна история российского бурения в Тихом океане в районе Магеллановых гор. Россия получила участок для разведочного бурения от Международного комитета по морскому дну.Туда направили суда СевморГео. К концу 2014 г. пробурили 150 скважин и обнаружили невероятные запасы кобальта – более 1 млн. тонн. Это в разы увеличило как российские, так и мировые запасы стратегически важного металла. Загадка, почему об этом невероятном достижении не твердили во всех телевизионные новостях.

В целом технологичные отрасли не устают радовать мировыми успехами. За науку взялись даже аграрии. Новость года в животноводстве: Россия вывела уникальную породу мясного скота – на 20% продуктивнее легендарной абердинской. Также в НИИ Аграрных проблем Хакасии улучшили вторую по популярности в мире породу коров – герефордов. Новый российский тип герефордов на 18% лучше по живой массе, на 17% – по рентабельности производства. Другие заметные достижения села: начало массового строительства огромных садов-теплиц на Крайнем Севере. В 2014 г. крупные овощеводческие хозяйства открылись на Ямале и в Ханты-Мансийске.

Наконец, в 2014 г. ошеломили даже ювелиры. Россия огранила два уникальных бриллианта весом 52 и 54 карата. Якутские камни оценили один в 10,7 млн. руб., другой – в 53,5 млн. рублей. Чтобы вывезти их на международный аукцион, компании АЛРОСА пришлось получать особое разрешение Минфина.

В общем стране есть чем гордиться. Наши наука и промышленность – источники невероятного множества интересных событий. Жаль только, народу о них почти не рассказывают. Кроме «АН».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram