На фоне всеобщей тревоги по поводу обвала нефтяных цен, которые в декабре рухнули до пятилетнего минимума, эксперты дают утешительные прогнозы. Падение – дело временное. Мировая экономика от углеводородов никуда не денется, в перспективе ближайших десятилетий спрос будет только расти.
Даже через 25 лет газ и нефть будут нужны мировой экономике не меньше, чем сейчас. Наоборот, гораздо больше. По данным Международного энергетического агентства, в 2014 г. доля чёрного золота в мировом энергобалансе составила 32%, голубого топлива – 22%. Тогда как атомная энергия в масштабах планеты даёт почти незаметные 5,6%, у гидростанций того меньше – 2,3%.
Доля широко разрекламированных альтернативных источников энергии вообще ничтожна. Всяческие ветряки, приливные, волновые и геотермальные станции все вместе пополняют планетарный энергобаланс на 0,7%. При том что только в 2011 г. правительства западных стран закачали в развитие альтернативной энергетики 21 млрд. долл., в 2013 г. сумма выросла до 25 миллиардов.
Что будет через четверть века, в 2040 году? На первое место в мировом энергобалансе выйдет газ с долей 27%, вклад нефти снизится до 24%. Доля угля будет такой же, как у газа, – 27%. Значение атомных и гидростанций останется ровно тем же, что сейчас – от 2 до 6%. Альтернатива поднимется, но не сильно – до 4%. Оно и понятно: стоимость энергии из альтернативных источников непомерна, в 20–50 раз выше, чем при традиционном производстве. На деле развитие экологически чистых энергоресурсов идёт напоказ. В реальности в планетарных масштабах наблюдается явный крен в сторону угля. Тогда как по статистике, вред от угольной энергетики для окружающей среды в 4,5 раза выше, чем от нефтяной, в 40 раз больше газовой, она в 4 тыс. раз страшнее ядерной.
Многие уверены: топливную революцию совершат электромобили. Но и тут не всё гладко. Переворота может не быть, потому что экономия мнимая. Подсчитано: чтобы проехать 100 км на бензиновом двигателе, нужно сжечь 7–8 литров топлива, которое даст 220 мегаджоулей энергии. Чтобы проехать то же расстояние на электрическом двигателе, его сначала нужно зарядить энергией. На её выработку типичная ТЭЦ сожжёт газа, нефти или угля на 390 мегаджоулей. Простыми словами: в глобальном плане электромобили потребуют почти вдвое больше углеводородов.
Так что на деле о судьбе цен на нефть волноваться не стоит. По прогнозам, уже через 10 лет мировое потребление чёрного золота вырастет с нынешних 90 млн. баррелей (бочек) в день до 110–120 миллионов. Через 20 лет поднимется до 130–140 млн. бочек. Чёрное золото опять станет дефицитом, растущие мировые экономики вновь будут бороться за поставки. Со всеми вытекающими – цены вновь будут бить фонтаном.