"Энергетическую сверхдержаву" ждут тяжелые времена
8 декабря 2014, 20:45 [«Аргументы Недели», Александр Карпов ]
Мировой рынок нефти переживает радикальные изменения, больно бьющие по интересам РФ. После того как в конце ноября ОПЕК выбросила на ринг полотенце, в течение следующих 5–10 лет он явно будет находиться под полным контролем США.
Сланцевая революция в США и рост добычи нефти в Канаде призваны обеспечить энергонезависимость американцев и их ближайших союзников, ослабить позиции крупнейших экспортеров нефти, а также снизить издержки и риски от проведения стратегических геополитических операций, направленных против неугодных стран, пытающихся вести самостоятельную политику, таких как Иран и Россия.
Размышления некоторых чиновников и экспертов о том, что Саудовская Аравия - крупнейший нефтеэкспортер в мире, отказалась от снижения объёмов добычи нефти для того, чтобы сделать добычу сланцевой нефти в Америке невыгодной, не выдерживает критики. Военно-политическая зависимость Саудовской Аравии от США сейчас возросла как никогда раньше. Они играют в одной команде, пытаясь убирать с рынка конкурентов, которые чрезмерно зависят от высоких цен на нефть и могут не выдержать их резкого снижения. Иллюзии тают.
Государственный бюджет Кувейта на 2014–2015 финансовый год будет составлен на основе цены барреля нефти в 55–60 долларов, сообщил Прайм со ссылкой на газету Wall Street Journal.
«Заместитель министра финансов Кувейта Халифа Хамада в своем выступлении на местной конференции в четверг отметил, что предстоящий бюджет будет сверстан, скорее всего, с ценою барреля нефти в 55–60 долларов», — пишет издание.
По данным электронного издания "Иляф", базирующегося в Лондоне, изначально проект бюджета Ирака был сверстан на основе цены в 70 долларов за баррель нефти, однако сейчас эту цифру могут снизить, по меньшей мере, до 64 долларов.
Между тем Financial Times передает, что на Нью-йоркской нефтяной бирже сейчас заключаются спекулятивные контракты на поставку нефти в период до декабря 2015 года, которые приносят прибыль в случае падения цены барреля ниже $40 за баррель.
Количество подобных форвардных контактов увеличилось за последние две недели в четыре раза. В последний раз цена барреля нефти опускалась в Нью-Йорке до $40 в феврале 2009 года.
Аналитики рынка нефти активно обсуждают, что будет, если нефть упадет до $50 за баррель. Причиной тому является тот факт, что цены на сланцевую нефть, добываемую в Северной Дакоте, уже снизились до этого уровня. А мы до последнего надеялись, что у "сланцевого пузыря" нет будущего, поскольку, по нашему мнению, слишком высока себестоимость фрекинга.
Между тем, цена на сырую нефть на выходе из скважины в регионе Баккен в Северной Дакоте (США) упала 28 ноября до $49.69 за баррель. Это - примерно 47% с пика этого года в июне и на 29% меньше, чем сегодня платят за баррель нефти Brent – глобального рыночного ориентира, в том числе для российской нефти сорта Urals.
Другие бурно развивающиеся области, такие как Найобрэра в Колорадо и Пермский нефтяной бассейн в Техасе, также демонстрируют более низкий уровень цен на нефть по сравнению с рыночными котировками марок Brent и WTI - ориентира для США.
«Вам надо платить пошлины, оплачивать грузоперевозки, перевалки, трубопроводы и железнодорожные сборы, но, если вы продаете нефть на выходе из скважины, вы получаете очень небольшие цены по отношению к WTI», - приводит Bloomberg слова Энди Липоу, президента Lipow Oil Associates LLC в Хьюстоне.
Отпускные цены на выходе из скважины в США с 19 июня падают значительно быстрее, чем фьючерсы на Brent, которые торгуются сегодня по $69.92 за баррель. Цены снижаются потому, что глобальный мировой спрос не поспевает за резким ростом добычи нетрадиционной нефти в США и Канаде.
Большая часть новых объемов добычи приходится на районы, которые пользуются огромными скидками. В Баккене сырая нефть предлагалась на прошлой неделе по $50,44 за баррель. В Колорадо в шале Найобрэра зафиксированы цены $54.55 за баррель. Нефть из Игл Форд стоила $63.25, а из Оклахомы - $58.25.
По словам Джона Ауерса, исполнительного вице-президента даллаской консалтинговой фирмы Мейсон Тернер & Co, размер скидок на нефтепродукты зависят от их местоположения и качества.
Большинство переработчиков в США находится вдоль побережий, что дает им возможность выбора между нефтью из скважин, расположенных внутри страны, и иностранной нефтью, которая может быть доставлена на перерабатывающие заводы на танкерах.
Это означает, что местный производитель должен снижать затраты на добычу, чтобы компенсировать издержки при транспортировке нефти на завод. В Игл Форд это обходится всего в несколько долларов на баррель для поставок по трубопроводу на расстояние около 100 миль.
Значительно сложнее приходится, в таких штатах, как Северная Дакота, Колорадо и Вайоминг, где возможности трубопроводного транспорта ограничены. Удаленные на 1000 миль от побережья производители вынуждены заполнять нефтью железнодорожные цистерны и платить за их доставку от $10 до $15 за баррель.
Нефтяников в штате Вайоминг снижение цен на Brent до $70 за баррель ставит в затруднительное положение. При себестоимости добычи нефти $50 для них теряется экономический смысл добычи. Многие проекты могут быть отложены или закрыты с последующим перераспределением капитала.
Но и транспортные скидки не стоят на месте по мере развития инфраструктуры. Нефть WTI, по цене Кушинг, Оклахома, торгуется почти на $28 за баррель ниже, чем Brent в октябре 2011 года. Компании построили несколько новых трубопроводов и отменили старые скидки на доставку нефти Кушинг до побережья Техаса. В настоящее время скидка составляет $3.
Цена на западно-техасскую нефть Пермского бассейна на хабе в Мидлан, штат Техас упала до $21 за баррель - меньше цены WTI в этом году, учитывая, что рост производства сдерживает перегрузка трубопроводной системы.
Что касается Пермского бассейна, то здесь до сих пор в большей степени используются старые способы добычи, а новые технологии только-только начинают развиваться. К примеру, сейчас Chevron только четверть своих скважин в регионе бурит горизонтальным способом, тогда как три четверти – вертикальным способом. Однако в ближайшие годы эта пропорция изменится, компания будет добывать половину сырья традиционным способом, а другая половина придется на сланцы. Нефтяной гигант собирается увеличить количество буровых установок с 23 до около 36 к 2017 году, пишет FT. В Пермском бассейне было добыто всего около 29 млрд баррелей нефти с того момента, как в 1921 году была пробурена первая скважина. По оценке эксперта из Гарвардского университета, запасы нефти, в том числе трудноизвлекаемой, составляют 50 млрд баррелей, что примерно в два раза больше запасов только обычной сырой нефти.
Однако аналитики Bernstein Research предупреждают, что сланцевая революция в Пермском бассейне может произойти не так быстро, как на месторождениях Баккен и Игл Форд. Это два самых успешных молодых месторождения США, благодаря которым свершилась сланцевая революция. Так, из горизонтальной скважины в Пермском бассейне в среднем можно добыть в общей сложности около 120 тыс баррелей нефти по сравнению с почти 300 тыс баррелей в Игл Форде и 350 тыс баррелей в Баккене. Это делает добычу более дорогой.
Правда, американские компании активно пытаются снизить затраты при разработке сланцевых месторождений, учась на собственном опыте и придумывая новые способы сокращения расходов. В результате чего стоимость бурения скважины для добычи сланца в Баккене снизилась за два года почти вдвое.
Поэтому уже не удивляет стремительный рост добычи сланцевой нефти в Северной Дакоте, где Баккен выдает 1,12 млн баррелей нефти в день. В конце прошлого года суммарная мощность местных трубопроводов позволяла ежедневно транспортировать только 583 тыс баррелей. К концу этого года запланирован рост до 773 тыс, а к концу 2017 года - до 1,7 млн баррелей в день.
Мировых запасов сланцевой нефти хватит больше чем на 10 лет потребления, говорится в докладе министерства энергетики США. Всего в мире 345 млрд извлекаемых баррелей сланцевой нефти, из них 75 млрд баррелей находятся в России. Это первое место среди всех стран. На втором месте США с 58 млрд баррелей, на третьем – Китай, у которого 32 млрд баррелей. В десятку лидеров по этому показателю также вошли Аргентина, Ливия, Венесуэла, Мексика, Пакистан, Канада и Индонезия.
На данный момент коммерческим извлечением сланцевой нефти занимаются только две страны: США и Канада. Американцы стали пионерами в использовании технологии гидравлического разрыва пластов 10 лет назад и сейчас пожинают плоды в виде ощутимого снижения в стране цен на топливо и электроэнергию.
Экономики стран-импортеров сырой нефти и нефтепродуктов с развитой промышленностью также значительно выиграют от такой дешевизны. Европа на всякий пожарный случай готовится качать собственную сланцевую нефть, наплевав на пресловутые экологические аспекты.
Нефтеэкспортеры все это будут переживать по-своему, но в России, по уже давно сложившейся порочной практике, неизбежно вырастут тарифы, цены на бензин, и на все остальное. Объяснение простое - нефтедобывающие компании терпят убытки за рубежом и должны компенсировать потери за счет собственного населения.
Бюджет придется считать исходя из полтинника. Если ничего не делать и жить по-прежнему - будет туго, поскольку российскую нефть будут выпихивать с европейского рынка всеми способами, а могут и вовсе шлюзы перекрыть, как Ирану.
К сожалению, патриотические призывы Народного фронта к "мобилизации" и "новой индустриализации", пока находятся в явном противоречии с монетаристскими представлениями, лишенного какой-либо конкретной созидательной потенции либерального правительства.
"Энергетическую сверхдержаву", которой Россия так и не стала, ждут непростые времена.