> Туда-сюда рубль, там-сям два, за мутовку - полтора, и всё - Аргументы Недели

//Экономика

Туда-сюда рубль, там-сям два, за мутовку - полтора, и всё

10 ноября 2014, 21:20 [«Аргументы Недели», Александр Карпов ]

Мутовка мутовке рознь

На Руси раньше вот как бывало. Доверят смекалистой ловкой женщине поход на рынок, а после спрашивают, как она с деньгами управилась. Как за базар отвечает. И получают ответ, вынесенный в заголовок этой статьи. Растеряно почесывают макушки. Недоумевают, как это могло случиться, что нет у них теперь ни товара, ни денег, а в наличии одна только мутовка.

Мутовка буквально — «мешалка». Это деревянная палочка, с сучками на конце, при помощи которой сподручней перемешивать и взбалтывать. Мутить, одним словом. Или запутывать, как кому больше нравится. Поэтому использование слова «мутовка» в контексте старинной русской пословицы не случайно. Потерять контекст в разговоре — это перестать понимать то, на что опирается собеседник, или интерпретировать его мысль в ином смысле, нежели тот, который он подразумевает.
Потерявшие деньги люди путаются и не могут понять, кто кого одурачил. То ли их развела смекалистая ловкая женщина и смеется над ними, то ли ее саму надули на рынке еще более продвинутые и бессовестные спекулянты, то ли обстоятельства так сложились. Да и какие могут быть вопросы, когда мутовка - вот она, ваша, на все времена. Держите, пользуйтесь, хоть так, хоть этак, и не хворайте.
Все наши напасти, впрочем, как и выгоды, только от того и происходят, что у нас зима длится дольше, чем в других странах, и мутовка у них не принята, в результате чего кругооборот российского капитала имеет свои отличия. В результате весь мир живет по принципу - «деньги – товар – деньги», а мы - «деньги – мутовка – всё». У них – «товар - деньги – товар», а у нас – «мутовка – товар – мутовка – деньги – всё».


Рецепт курса

Много лет прошло с тех давних пор - вокруг, куда ни плюнь, сплошной рынок, а в нем перемалывают земные богатства валютные, фондовые, сырьевые биржи. Словарный запас расширился, а суть дела не меняется.
Возьмем для примера родной валютный рынок, чтобы далеко не ходить. Все интересуются курсом рубля, как и из чего он делается. Для наглядности прибегнем к кухонной лексике, и сразу обратим внимание на то, что рецепт курса рубля отнюдь не прост и чем-то напоминает процесс приготовления щей из капусты и самогона одновременно. Это блюдо порой вызывает жгучий аппетит, а иногда крепко шибает в голову, поскольку может как облегчить, так и отравить нашу экономику и жизнь.
Чтобы получить валютный курс, надо взять большой глиняный горшок-биржу и заполнить его свеженаструганной рублевой массой, добавить немного зелени, броккерской капусты и дрожжевых палочек - цен на нефть, антироссийских санкций и макроэкономических показателей. Для пикантности и остроты восприятия использовать пряности. Открыть пакетики засушенных СМИ и по вкусу заправить полученную массу геополитикой, комментариями министров и экспертов, а также всевозможными прогнозами, слухами и сплетнями.
После того как масса перебродит, поставить горшок на плиту доверия к власти, произнести три раза заветные слова "рубль свободен" и зажечь огонь инфляционных ожиданий. Чтобы курс рубля не убежал и не запачкал плиту, хозяйка должна усердно работать мутовкой, постоянно помешивая варево, все время подсыпать зелень и специи, а также регулировать пламя конфорки и вовремя убирать накипь.
Варить надо долго - целый день до готовности, после чего весь навар перегнать в офшоры, а остатки разбухшей рублевой массы выложить в бюджет. Пустой бульон и неприятный осадок желательно слить в помойное ведро или скормить населению. Приятного вам аппетита!

Рубль свободен

Соотношение общей массы задействованных в процессе готовки рублей и зелени определяется после снятия пробы в 11.00 и представляет собой официальный курс рубля на следующий день. Оно влияет на насыщенность бульона, его цвет и изменяется в течение варки. Понятно, что от деревянной стружки нет ни навара, ни вкуса, ни цвета. Поэтому, чем больше рублей мы уберем, а зелени положим, тем выше будет курс национальной валюты.
Конечно, многое зависит от ловкости и смекалки хозяйки, потому что, если она даст маху, никакая мутовка не поможет. А ведь у нее каждый день по два горшка на плите. Курс рубля и каша из евро, которая тоже может запросто убежать или пригореть.
Надоело нашей хозяйке мутовкой ворочать. Хлопотное дело, как на рынок сходить. За конфорками надо следить. Все время что-то убирать, добавлять, взбивать, забалтывать, перемешивать.
- Вот на Западе валютные курсы давно варятся в автоматических биржевых котлах и ничего страшного не происходит. Отпущу-ка я рубль в свободное плавание, - думает она и периодически объявляет об этом во всеуслышание, забывая о том, что у нас в стране каждый горшок работает на ручном управлении. А иностранные котлы никто рублем не заправляет во избежание отказа оборудования.
У нас же курс прямо по пословице скачет и по ней же управляется.
«Туда-сюда рубль» - привязали курс к ежедневной динамике цен на нефть Urals, но постеснялись об этом сказать. «Там-сям два» - отклонились от тренда, среагировав на санкции. За мутовку в виде содействия Минфину, крупнейшим банкам и корпорациям уходит «полтора». Так продолжалось до начала ноября, и было тревожно, но терпимо, пока хозяйка не попыталась бросить горшки с мутовкой и стала экономить зелень. В пятницу, несмотря на подросшие цены на нефть, курс слишком резво рванул «туда», подстегнув ажиотажный спрос на иностранную валюту, грозящий паникой. Действующая с начала года связка «туда-сюда», в которой рубль следовал за нефтью как привязанный, внезапно нарушилась. Запахло жареным. Народ впал в уныние и тоску как перед дефолтом. Исторический опыт подсказывал, что на Руси после всяких там «туда-сюда», «там-сям» и «мутовки» обычно наступает «всё». Оно произносится тихо, с опущенной головой, на выдохе. Обреченным голосом. А это очень плохо, потому, что следующее слово после небольшой паузы у каждого человека своё, но чаще непечатное.
Депутаты встрепенулись, заскрипели перья, покатились «телеги» - в прокуратуру и счетную палату. Что за беспредел такой творится на государственной валютной кухне? Как мы харчеваться будем без щей и каши?
Вечером хозяйка, уворачиваясь от телег, срочно примчалась к своим горшкам и успокоила депутатов грозным окриком в адрес таинственных спекулянтов. Крепкого слова было достаточно, чтобы вернуть беглеца «сюда» безо всякой зелени. Плита только была так сильно заляпана, что ее пришлось чистить все выходные специальными средствами.
Параллельно шла работа по монтажу нового автоматического варочного котла, склепанного по чертежам отечественных разработчиков. К нему прилагалась отдельная коробка с блокиратором, способным надолго зафиксировать любое произвольное значение валютного курса. Правда, ее распаковывать не стали - старались, чтобы успеть к сроку.
Зато в понедельник новый курс окреп сразу на два рубля, и все обрадовались как дети, и прыгали как зайчики, потому что рубль, наконец, освободили.
По коридорам Московской валютной биржи и российских банков бродили с утра веселые брокеры с горящими глазами и распевали нестройными голосами «ру-у-у-бль свобо-о-о-ден, словно птица в облаках».
А хозяйка с удовольствием листала красочную брошюру с техническим описанием и правилами эксплуатации нового устройства с дистанционным управлением, автоматической мутовкой, фильтрами от спекулянтов и электронными программами приготовления валютных курсов, пропорционально учитывающими предпочтения всех заинтересованных в этом деле сторон. Однако резервное ручное управление тоже предусматривалось, на всякий случай. И горшки с мутовкой велели не выбрасывать. А что поделать, когда враги не дремлют.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте