С начала года правительство хладнокровно наблюдало, как пикирует автопром. В целом за 2014 г. продажи новых машин рухнули на 12%, в самом тяжёлом месяце, августе, спад достиг 26%. После этого период ледяного молчания кончился, государство нашло средства на поддержку отрасли.
Положение в автопроме – лучший показатель состояния экономики. Не секрет, отрасли нездоровится десятый месяц подряд. С начала года в РФ выпустили 1,3 млн. легковушек – на 6% меньше, чем в 2013 году. Реально спрос упал гораздо сильнее, склады затоварены. Для сравнения: всего в России 48 млн. автомобилей. Из них 40,2 млн. легковых, 7,63 млн. грузовиков, 393 тыс. автобусов.
Выходит, в рекордном 2012 г., когда продажи машин достигали 2,93 млн. штук, автопарк вырос примерно на 8%. Сейчас хорошо, если за год добавится 3–4% машин. Что характерно, самый серьёзный удар пришёлся не по легковушкам, а по коммерческим автомобилям. Грузовиков с начала 2014 г. собрали на 22% меньше – 113 тыс. штук, спад по автобусам 18% – до 29,6 тысяч.
Автозаводы ринулись за помощью в Минпромторг. Первым делом просили возобновить программу утилизации автомобилей, которая помогла отрасли в 2008 году. Правительство долго раскачивалось, программу одобрили только в сентябре. План такой: в проекте участвует 170 тыс. машин. Как только по утилизации купят такое число автомобилей, программа завершится, производители получат от государства субсидию в 10 млрд. рублей.
Скидка за обмен автохлама на новую машину составила 50 тыс. руб. в случае легковушки и до 350 тыс. руб. для грузовиков и автобусов. Спрос сильно превысил прогнозы: один только АвтоВАЗ осенью продал по утилизации 40 тыс. машин и получил заявки ещё на 30 тысяч. Всего с начала сентября по конец октября по программе разошлось более 70 тыс. автомобилей. Такими темпами программа досрочно завершится гораздо раньше нового года. Разумеется, производители лоббируют продление утилизационной акции и просят поднять субсидии до 15 млрд. руб., но наверху хватает других проблем. Продлят или нет, станет ясно ближе к декабрю.