Аргументы Недели → Экономика

Газ в моторе

, 10:59

Статистика продаж транспорта на природном газе за 2012-2013 гг. показывает увеличение спроса в два раза. Российские автопроизводители с каждым годом расширяют ассортимент техники на «голубом топливе». В тоже время, другое газомоторное топливо – пропан-бутан продолжает ассоциироваться исключительно с кустарно переоборудованными газелями. В чем же разница между этими двумя видами газового автомобильного топлива? И чем объясняется столь высокая популярность именно природного газа на транспорте? 

Каждый автовладелец, имевший опыт содержания машины на газу, знает, что пропан-бутан – это жидкий газ, получаемый путем нефтепереработки. Процентное соотношение пропана и бутана в смеси регулируется государством и зависит от климатических условий. Например, в зимний период по ГОСТу количество пропана должно быть не менее 70-80% , тогда как летом - всего 40%.  Риск заправить автомобиль некачественным газом есть всегда. И многие автовладельцы знают об этом не понаслышке. Немалую роль играет тот факт, что на газозаправочные станции пропан-бутан доставляют автоцистернами, сливая в емкости для хранения. Насколько качественная смесь в итоге доедет до АГЗС, как правило, остается загадкой.

Природный газ – это чистое топливо, на 98% состоящее из простейшего углеводорода - метана. На заправочную станцию газ поступает по газопроводу. Здесь топливо проходит очистку, осушку, сжатие (компримирование), после чего подается на заправочную колонку. По сути, это топливо, которое попадает в бак автомобиля прямо с месторождения. В него невозможно что-либо добавить и изменить состав.

Пропан-бутановые заправочные комплексы всегда размещаются на безопасном расстоянии от жилого массива. Связано это с тем, что данная газовая смесь тяжелее воздуха, при утечке она быстро скапливается. Взрывоопасная концентрация пропана-бутана достигается быстро: достаточно содержания в воздухе от 1,5% до 10% этой смеси газов.  

По безопасности использования природный газ на порядок превосходит пропан-бутан. Он официально имеет наивысший класс безопасности среди горючих веществ. Природный газ в два раза легче воздуха и при утечке быстро растворяется в атмосфере. Во многих странах автозаправки компримированным газом строятся прямо внутри жилых кварталов, потому что это безопасно.

Пропан-бутан и природный газ отличаются друг от друга не только физическими и химическими свойствами, но и ценой. Стоимость пропан-бутана, как продукта нефтепереработки, привязана к цене «черного золота» на мировых рынках. А ситуация там известна: наблюдается стабильное удорожание. Стоимость природного газа не зависит от конъюнктуры нефтяных рынков. Сегодня его средняя розничная цена за 1 кубометр  составляет всего 9-15 рублей. Топливные расходы в структуре затрат любого предприятия стоят на первом месте. Компримированный природный газ способен сократить их в 2-3 раза.

Правительство России в мае прошлого года издало Распоряжение о переводе на природный газ к 2020 году половины общественного транспорта в городах-миллионниках. В городах с населением до 500 тысяч человек на газомоторное топливо будет переведена треть общественного и коммунального транспорта. Для выполнения этого плана сегодня по всей стране создается развитая сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) – станций для заправки автомобилей природным газом. Эту масштабную задачу взял на себя «Газпром», как крупнейшая энергетическая компания страны. Согласно планам, до 2020 года АГНКС появятся во всех регионах России. Очевидно, что с развитием заправочной сети переход на использование природного газа станет массовым.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram