Министерство образования и науки РФ подготовило проект приказа о пересмотре списка профессий и специальностей, которым можно выучиться в колледжах и техникумах по программам среднего специального образования. Ведомство предлагает вычеркнуть из списка около сотни специальностей, большинство которых относятся к сфере промышленного производства (машиностроению, горному делу, стекольной, швейной, пищевой промышленности и т. д.). По логике чиновников ведомства, готовить себе кадры по нужным направлениям должны будут сами предприятия.
Основным доводом авторов идеи стало то, что указанные специальности не востребованы у абитуриентов. На первый взгляд этот аргумент может показаться логичным и справедливым: действительно, к чему тратить силы и деньги на то, что не пользуется спросом? Правда, есть два существенных «но». Во-первых, востребованность идущих под нож профессий в промышленной сфере никто не отменял – более того, нехватка рабочих кадров давно стала притчей во языцех. Во-вторых, колледжи и техникумы (пусть не все, но многие – и никто не мешал тянуть отстающих до высокого уровня) в последние годы по возможности повышали уровень технической оснащённости и качество учебных программ, стремясь выдавать качественный «продукт» для рынка труда. Например, как отмечали на своей конференции производители стекла, качество подготовки кадров для стекольной промышленности в колледжах находится на приличном уровне, востребованность специалистов неизменно высока. Между тем Минобр предлагает «пустить под нож» девять направлений подготовки специалистов в данной отрасли. Таким образом, логика в действиях ведомства если и есть, то весьма сомнительная.
Не менее «скользко» на практике выглядит и желание чиновников переложить подготовку кадров на работодателей. Это тоже представляется логичным и разумным, однако дьявол, как обычно, сидит в деталях. Дело в том, что далеко не все предприятия имеют программы подготовки кадров, рассчитанные на приход людей «с улицы» (или же таким образом, как правило, набирают и обучают только часть персонала). Программы обучения специалистов в подавляющем большинстве случаев «завязаны» на расположенные рядом учебные заведения, причём взаимодействие выстраивалось чуть ли не десятилетиями. Если убрать в колледжах и техникумах базовые специальности, система рухнет, и на выстраивание её заново понадобится гигантское количество сил, средств, а главное – времени.
Стремление Минобрнауки избавиться от «лишних» специальностей закономерно и понятно. Тренд на экономию бюджетных средств в социальной сфере никто не отменял: напротив, от Минфина и Минэкономразвития всё громче звучат призывы сокращать расходы везде, где только можно. При этом вариант по-тихому «закрыть» набор на специальности, исчезновения которых, возможно, никто и не заметит в силу низкого спроса – едва и не самый удобный из всех возможных. Например, в Ростовской области обучение одного студента технического колледжа обходится в 51 тыс. рублей в год, в Калужской области – около 60 тыс. рублей в год. Цифра вроде бы небольшая, но если помножить её на число бюджетных мест по «приговорённым» специальностям и вычесть из общей суммы трат на образование в регионе, перспективы экономии покажутся весьма заманчивыми.
Тем не менее, рождение в недрах Минобрнауки такого документа на деле означает только одно: открытый отказ ведомства от участия в работе сохранению и развитию промышленного потенциала России. Функционеры прямо заявили, что решать проблему в корне – через развитие профориентации, модернизацию учебного оборудования в техникумах и колледжах, разработку новых актуальных программ – они не намерены. Скромно умалчивается и о том, что система школьного образования сегодня ориентирует выпускника исключительно на вуз, обучение в котором зачастую сводится к банальной покупке диплома в рассрочку. Безусловно, одним росчерком пера сэкономить миллионы рублей прямо сейчас гораздо проще, чем вложить силы и средства и получить миллиардную отдачу через десять, двадцать, тридцать лет. Впрочем, думать на перспективу в Минобрнауки, к сожалению, никогда не умели и не любили.