Нелепая катастрофа, унесшая жизнь уже покидавшего Россию Кристофа Маржери, генерального директора французского нефтяного концерна Total, стала во Франции событием дня. «Концерн потерял не обычного руководителя – стратега и душу компании».
«Концерн потерял руководителя, не типичного для нашего времени, прислушивающегося к мнению сотрудников, принимавшего участие в публичных дебатах, делавшего все, для того, чтобы улучшить деградировавший образ нефтяного бизнеса», - пишет французская газета Le Monde в статье, посвященной покойному. Маржери характеризуют как человека неординарного – он начал карьеру в Total с самых низов, еще 40 лет назад, и стал генеральным директором в 2007 году. Маржери родом из довольно известной семьи, у него было блестящее образование, но он предпочел карьеру нефтяника. В компании он получил бесценный опыт работы со всем миром, и всегда утверждал, что самое главное – это «дипломатия».
«Большим другом России» называют Маржери французские СМИ, вслед за президентом России Владимиром Путиным. Тоталь работает и в Венесуэле, в странах Арабского Востока, в Африке, но Россия занимала в ее связях одну из ключевых ролей. «Президент Владимир Путин очень высокого ценил деловые качества господина Маржери», - цитирует Le Monde пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова.
Комиссия по расследованию причин катастрофы уже сообщила французской прессе: «Речь идет не о трагическом стечении обстоятельств, но о преступной халатности руководства аэропорта, сотрудники которого не смогли организовать должным образом работу своих наемных работников», и пообещала, что руководство аэропорта Внуково от отвественности не уйдёт.
Французская газета Echo публикует, вместе с некрологом, последнюю речь Кристофа Маржери, которую он произнес на встрече с председателем российского правительства Дмитрием Медведевым. «Санкции усложняют деятельность европейских и американских компаний в России… Я надеюсь, мы сможем сохранить большую часть нашего бизнеса в России действующим… Наша стратегия совершенно не изменилась… Мы хотим продолжать инвестиции в Вашу страну, и мы по-прежнему готовы делать все к обоюдной выгоде. В целом, мы против санкций.... Я даже утратил часть популярности в моей родной стране.... Санкции не нравятся и мне лично, я полагаю, они неуспешны и непродуктивны. Это свидетельствует прежде всего о провалах в дипломатии, если остаются только санкционные инструменты. Однако не следует ошибаться: мы уважаем санкции, которые применяются к нам, мы не против законов, не против условий. Тем не менее, нравится нам это или нет, мы переживем санкции, наложенные ЕС на вашу страну», - заявил Маржери на встрече с правительством и премьер-министром России Медведевым.
Разговор шел об инвестициях в российскую экономику, и, несмотря на всю дипломатичность высказываний главного французского нефтяника, по мнению аналитиков Financial Times, он отказал продолжить «совместные с Кремлем планы по освоению шельфа, для которого он является в течении последних 10 лет ключевым производителем оборудования». Ранее Тоталь разрабатывал газовые месторождения на Ямале, совместно с российским НОВАТЭКом и китайской компанией CNPC.
Французские журналисты подчеркивают тесные дружеские связи Маржери с Россией: у него установились персональные связи с Геннадием Тимченко, совладельцем НОВАТЭК, который даже отказался давать интервью газете Echo, сославшись на «тяжелое эмоциональное состояние». Он ограничился комментарием: «Кристоф имел глубокое понимание момента, уважал Россию. Он провел огромную работу по сближению наших стран. Какие трудности бы не преследовали его, он всегда сохранял спокойствие и был самостоятелен в суждениях. Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы продолжить начатое им». Французы вспоминают, что, когда Тимченко попал под персональные санкции, Маржери не бросил его, и приезжал в Санкт-Петербург. «Это мой друг», - говорил французский бизнесмен о русском.
Во Франции власти тоже испытали шок – Маржери играл достаточно серьезную роль в экономике страны, несмотря на то, что в последнее время темпы роста и прибыль Тоталь снизились. Президент Франции Франсуа Олланд отметил «независимость» и «яркую индивидуальность» покойного, «капитаном промышленности» и «великим предпринимателем» назвал его премьер-министр Манюэль Валлс, скорбят о потере друга министр экономики и министр финансов Франции Эммануэль Макрон и Мишель Сапэн, Сеголен Руаяль, политический деятель, называет его «провидцем». Практичные французы при этом гадают, кто займет место погибшего – борьба обещает большую интригу.
Уже появились кандидаты – во Франции для занятия подобной должности, во избежание коррупционных проблем, необходимо пройти сложный отбор и тщательно контролируемые, прозрачные корпоративные выборы, никто не может с уверенностью назвать вероятного кандидата. Назначить главу, протолкнуть его или воспользоваться связями легально практически невозможно, хотя, конечно, вероятные кандидаты называются.
Проблема в том, что обычно такая смена происходит запланировано, кандидаты заранее более-менее известны, известна их будущая политика. Маржери оставил после себя весьма сложное наследство – цена на нефть падает, падали доходы корпорации, хотя и незначительно: она успела существенно диверсифицировать активы, согласно данным Financial Times. Маржери планировал начать добычу в Казахстане, продать часть дешевеющих активов на Ближнем Востоке, и вкладывал существенную часть прибыли в научные разработки – именно благодаря им фирма преуспела в последнее время и не сильно пострадала от падения цен. Что теперь будет с российскими промыслами, и будет ли преемник другом – предсказать не берется никто.
Основные проекты Тоталь в мире
Фото Le Monde
Фото Echos
Появились первые прогнозы на претендентов...