Один из крупнейших авиаперевозчиков России, «Трансаэро», обратился в правительство с просьбой о государственной поддержке. Судя по последовавшей реакции, в просьбе было отказано.
Осень для компании «Трансаэро» выдалась крайне неблагоприятной. Перевозчик объявил, что уходит из аэропорта «Шереметьево», хотя еще недавно активно боролся за это место. Одновременно «Трансаэро» стремительно сокращает число маршрутов, уже отказавшись от рейсов из Москвы в Гетеборг, Кишинев, Тяньцзинь и Рейкьявик. Будут закрыты маршруты из Петербурга в Пекин, Цюрих и Овду. Отменяются рейсы и из других городов. Кроме того, в компании планируют поднять цены на билеты уже под Новый год - на 10-15 процентов.
Главный редактор портала Avia.ru, эксперт комитета по транспорту Госдумы Роман Гусаров подчеркнул: «Тревожных звоночков много, хотя паниковать еще рано».
По мнению ряда экспертов, компания сейчас находится под сильным прессингом своей долговой нагрузки. Аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко назвал долги «Трансаэро» ее ахиллесовой пятой. По словам эксперта, «бурный рост обошелся компании недешево. «Трансаэро» активно привлекала дополнительное финансирование для своих проектов, что привело к усилению долговой нагрузки».
В итоге, по состоянию на конец 2013 года, соотношение чистый долг/EBITDA «Трансаэро» составляло 5,9. Собственных средств, чтобы расплатиться с долгами, у компании нет. Единственный для нее выход - рефинансировать долги. Однако привлекать зарубежный и отечественный капитал «Трансаэро» стало сложно из-за новых геополитических, экономических и операционных рисков.
В этой ситуации руководство «Трансаэро» решило обратиться за помощью к государству.
Lenta.ru ознакомилась с письмом, которое генеральный директор авиаперевозчика Ольга Плешакова в начале сентября направила заместителю председателя правительства РФ Игорю Шувалову. В письме говорится, что если компания не получит от государства помощи, то может прекратить свою операционную деятельность. По подсчетам Плешаковой, чтобы удержать «Трансаэро» от краха, государство должно помочь ему расплатиться по долгам и предоставить 10 миллиардов рублей госгарантий и 1,5 миллиарда в виде новых кредитов от «Сбербанка».
Гендиректор подчеркнула, что проблемы «Трансаэро» связаны с охлаждением отношений между Россией и Украиной. «В начале августа две российские авиакомпании «Трансаэро» и «Аэрофлот» подверглись санкциям со стороны Украины, ограничившей пролеты через ее воздушное пространство, что привело к ущербу в размере свыше 3 миллионов долларов в месяц для каждой авиакомпании», - отметила Плешакова.
Такая позиция вызвала возмущение у экспертов. Президент Исследовательского центра «Политическая Аналитика» Михаил Тульский сказал: «Сейчас стало модно выставлять себя пострадавшим от западных санкций и обращаться к государству за компенсацией. На мой взгляд, просьба «Трансаэро» выглядит не то чтобы неправомерно, а даже нагло. «Трансаэро» изначально позиционировала себя как частная компания, не имела никакого отношения к государству. Это частный бизнес: вы не смогли просчитать свою финансово-хозяйственную деятельность и терпите убытки, а теперь, по сути, перекладываете свои промахи на плечи налогоплательщиков».
Государство, судя по всему, не поддержало жалобу «Трансаэро». Lenta.ru предполагает, что авиаперевозчик получил из высших эшелонов власти сигнал самостоятельно исправлять свои стратегические просчеты и непомерное увлечение кредитованием.
В недавнем интервью Плешакова подтвердила эту догадку. «В сентябре прошло совещание в Минтрансе, где замминистра финансов четко сказал, что финансовое состояние «Трансаэро» было проанализировано и ущерб за облет территории и объем месячной выручки «Трансаэро» - несопоставимые величины, поэтому и Минфин считает, что «Трансаэро» справится с этими расходами самостоятельно», - сказала она «Ведомостям».
Кроме того, она теперь говорит журналистам, что вовсе не обращалась за финансовой поддержкой к государству, поскольку «финансово-экономическое состояние авиакомпании «Трансаэро», согласно данным РСБУ и МСФО, признано положительным».
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин обратил внимание, что подобные резкие перемены выглядят странно для второй по величине авиакомпании России.
«Непоследовательная политика компании приводит к наблюдаемым плачевным результатам. Странно видеть подобные «рыскания» в важнейших стратегических вопросах, имеющих непосредственное отношение ко всем сторонам деятельности «Трансаэро». Тем более настораживает такое поведение со стороны компании, которой ежедневно тысячи пассажиров доверяют свои жизни», - отмечает эксперт.
Сумеет ли компания выйти из кризиса и перестать подавать «тревожные звоночки» – покажет время. Но уже ясно, что метания в поисках финансовой поддержки ничего хорошего к имиджу «Трансаэро» не добавили.