> Почему дешевеет нефть (ФОТО) - Аргументы Недели

//Экономика

Почему дешевеет нефть (ФОТО)

25 сентября 2014, 17:36 [«Аргументы Недели», Мильда Соколова ]

«Земляное масло», строительный материал, из которого возводилась Вавилонская башня, топливо для священного костра, в котором Навуходоносор жег своих врагов, в ХХ веке стало «Черным золотом». Как долго ему еще сиять?

Нефть известна человечеству очень давно – невозможно поверить, но когда-то она стояла лужами на поверхности степей и болот, вытекая из-под земли самотеком, под действием естественных природных сил. Ее использовали в основном как клейкий строительный материал и горючее для лампад, в зависимости от вязкости. В Древнем Египте нефть использовалась в качестве материала для бальзамирования.

Нефть образуется, согласно современным гипотезам, из органических остатков, скапливающихся в осадочных породах миллионами лет, под воздействием мудреных геологических процессов, и ждет геологов в естественных ловушках – складках пород разной плотности, нефтеносных пористых песках и известковых породах. Как все, созданное природой, нефть крайне неоднородна – нет двух одинаковых месторождений и двух одинаковых составов залегающей там нефти. Есть нефть легкая и тяжелая, сернистая и без серы и т.п.

Промышленная революция в конце XIX века изменила роль нефти, дав ей старт для превращения в «черное золото», поджигателя войн на Ближнем Востоке и орудие экономического шантажа человечества в течение почти всего ХХ и начала XXI века. Нефть стала сырьем для производства различных видов топлива, для химической промышленности – производства синтетических материалов, пластмасс, растворителей, красителей и т.п. – и действительно обрела цену золота. Но у нефти есть один весьма существенный недостаток – она не возобновляема, то есть рано или поздно кончится (по приблизительным оценкам, в России ее запасов хватит примерно на 21 год, при существующих технологиях добычи). Она, конечно, продолжает образовываться, но вряд ли у нас есть пару десятков миллионов лет, чтобы увидеть новый фонтан, как на Самотлоре в 70-х годах прошлого века.

Рост добычи и разведки нефти начался в конце XIX века, и достиг пика в 80-х годах прошлого века – с тех пор прирост добычи нефти замедлился и продолжает замедляться. Всего с начала промышленной добычи (с конца 1850-х годов) до конца 1973 года в мире было извлечено из недр 41 млрд т, из которых половина приходится на 1965—1973 годы. Замедляют добычу объективные факторы - самые легко доступные источники нефти, естественно, уже разведаны и исчерпаны, вероятность открытия сверхбогатого месторождения с идеальными условиями добычи близка к нулю. Разведанные, но не освоенные запасы еще есть – но времена, когда «каменное масло» било из земли фонтаном не вернутся, современные источники требуют серьезных вложений в технологии. Это уже не скважины, пробуренные в земле – наукоемкие технологии, сложнейшая и дорогостоящая аппаратура порой приводят к тому, что стоимость добычи сравнима с получаемой от продажи прибылью. Вполне вероятно, что нефть есть и под Москвой, но на глубине около 70 км – добыть ее будет стоить столько, что это не окупится никогда.

Поскольку нефть обрела роль всемирной валюты, на ее стоимость стали влиять не только природные, но и политические и экономические факторы, в какой-то степени цена на нефть стала мерилом событий ХХ века. Но все в мире изменяется, во Вселенной нет и не будет ничего постоянного – и наступает закат нефти, как критерия успешности экономики.

Современные технологии работают в разных направлениях – они увеличивают добычу нефти, но при этом и снижают зависимость от нее. Согласно последним экономическим анализам, проведенным во Франции, на рынке углеводородов постепенно предложение начинает опережать спрос – слишком много нефти приводит к падению цен на нее, и эта тенденция считается устойчивой. Международное энергетическое агентство фиксирует замедление роста спроса на углеводороды: колебания цен возможны, но они будут носить временный характер. Эпоха роста потребления кончилась – нефть еще нужна, и очень, но потребность в ней стабилизировалась, а современные технологии позволяют добывать ее там, где это раньше считалось невозможным, например, из нефтеносных песков США.

На падение спроса влияет множество факторов – падение роста экономики Китая с 7,5% до 6,9% (Китай постепенно выходит на пик возможностей при существующей в стране политико-экономической системе), возобновление добычи в Ливии, несмотря на сохраняющуюся там напряженную обстановку, снятие санкций с Ирака и наложение санкций на Россию. США в августе уже производили 8,6 млн баррелей в сутки сланцевой нефти, снизив свою зависимость от импорта с 60% в 2005 году до 30% в 2014. Это привело к небольшому перевороту на рынке – Штаты перестали покупать нефть в Нигерии и Алжире, что привело к серьезным экономическим последствиям в Африке.

Прогнозы ОПЕК подтверждают, что особых всплесков цен ожидать не приходится: Ближний Восток готов будет предпринять меры по прикручиванию крана, только если цена упадет до 80-95 долларов за баррель, сообщил на совещании Али Аль-Наими, министр энергетики Саудовской Аравии. Бюджеты арабских стран, главных мировых поставщиков нефти, выдержат эти цены, но у других экспортеров, в частности России, бюджеты сверстаны на цену 100 долларов за баррель, и падение ударит по ним пребольно.

В России санкции уже нанесли серьезный удар по нефтяным компаниям – увы, но наша страна, в отличие от Норвегии, не вкладывала полученную в тучные нефтяные годы прибыль в развитие науки и образования, и без импортных технологий не может начать запланированную добычу нефти на шельфах Арктики. «Роснефть, Лукойл или Газпромнефть потеряли доступ к технологиям и инвестициям партнеров ExxonMobil, Shell, BP, Total и ENI», пишет Le Monde. К сожалению, рады этому будут только белые медведи – даже самой большой в мире баней из имения нефтяного магната в Подмосковье страну не согреешь и не накормишь.

Согласно оценке Financial Times, самые мощные суперкомпьютеры до настоящего времени принадлежали не военным или космическим отраслям, а нефтяным компаниям Eni в Италии, BP в Великобритании и Total во Франции, в этих машинах хранилась сложнейшая база геологических и геофизических данных. Однако в последнее время эти компании начали снижать вложения в разработку нефтяных технологий – по мнению специалистов, они подошли к пределам рентабельности. Аналитики из Фонда Рокфеллера полагают, что потребление нефти и газа в мире уже ограничено не только собственно запасами, но и климатическими и экологическими факторами, и наиболее прозорливые компании начинают вкладываться в изыскания в области альтернативных источников энергии. Рокфеллеры продают свои нефтяные бизнесы, полагая, что они уже отыграли свою роль, и пора менять цели. «Мы должны сфокусироваться на по-настоящему высоких технологиях – глубинные термальные воды, нефтяные пески, Арктика – а они требуют новых подходов и новых решений», - считает Жан-Франсуа Минстер, директор по науке Total. Вместе с Shell, Total вкладывает наибольшие средства в изыскания в области биотоплива и возобновляемых источников энергии. По данным Financial Times, на научные исследования в 2013 году Shell в Нидерландах потратила 1,32 млрд долларов, Total во Франции 949 млн долларов, ExxonMobil в США 1,04 млрд долларов. Ежегодно компании Eni, BP и Exxon тратят не менее 0,2% доходов на науку.

Вложения крупнейших энергетических компаний в научные изыскания. График Financial Times

На российскую нефтяную отрасль влияют не только собственные проблемы отсутствия наукоемких технологий, специалистов и инвестиций – похоже, мир решил начать учиться обходиться без тотальных зависимостей и диверсифицировать энергетику, научиться создавать экономичные транспортные средства и использовать то, что валяется под ногами. Эпоха гигантских проектов и огромных заводов уходит в прошлое – кажется, что скоро на 3D принтере можно будет напечатать почти все: «Нажал на кнопку, чик-чирик, и человек готов!». И эта эпоха совсем не так уж далека от нас – промышленные революции происходят на глазах, но не всякий способен их заметить. Еще в 80-х годах в США действовал заводик по производству фруктовых сладостей и консервов – и работал без подключения к внешней энергосети. Он создавал себе топливо из фруктовых отходов – косточек, шкурок, веточек. И будущее-то за ним…



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте