В четверг произошла встреча двух самых важных лиц российского государства: президента Владимира Путина и премьера Дмитрия Медведева. Они поделились друг с другом мыслями о том, как хорошо растет экономика РФ.
«Правительству РФ в условиях достаточно сложной обстановки в мировой экономике удалось все-таки сохранить позитивную динамику развития. И, несмотря на то, что во многих европейских странах мы наблюдали стагнацию и даже снижение прежних показателей до нуля, некоторые и в минус ушли - все-таки правительству России удалось выйти на позитивный рост, на положительную динамику», - отметил президент в беседе с премьером.
Медведев на заседании правительства до этого отметил, что главным приоритетом российской политики по-прежнему остается социальный сектор: «Главная статья расходов по-прежнему — социальная поддержка граждан, оказание социально значимых услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры. На эти цели направляется 57% средств федерального и регионального бюджетов». Министры рассматривали проект закона о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. При формировании бюджета на ближайшие три года следует, конечно, учесть замедление темпов экономического роста, ускорение инфляции, сокращение инвестиционного и потребительского спроса, велел Медведев министрам, однако им следует предусмотреть обязательно и помощь компаниям, пострадавшим от западных санкций. При этом приоритет – социальный сектор, конечно.
С этими сообщениями не совсем согласуются данные Росстата, которые показывают, что оборот розничной торговли в России начал резко смещаться в сторону продовольствия – люди стремятся закупить впрок те импортные продукты, что еще остались на прилавках, а также товары длительного спроса. Резко увеличилась продажа макарон, за месяц упали запасы рыбы, масла, сыра в рознице на 4,6-6,6%. Потребительский сектор пребывает в состоянии падения – дела его все хуже, оценивают аналитики Barclays. Доходы населения находятся под сильным давлением инфляции и ослабления рубля, поэтому, как полагает Дмитрий Полевой из ING, в четвертом квартале потребление начнет падать.
Торговля прогнозирует рост цен на все – предприниматели, бизнес которых связан с закупкой товаров и комплектующих за рубежом, в тревоге. Сильно поднять цены они не могут – никто покупать не будет вообще, с другой стороны, в случае сдерживания цен их ждет ущерб, разорение, безработица. Рынок охватила тотальная тревога.
Положение социальной сферы, судя по сообщениям с мест, тоже далеко не такое радужное, как говорит премьер: чудовищный пример приводят медики отдаленной Камчатки. Они рассказали «Новой газете», что помимо низких зарплат, неукомплектованности «скорой помощи» машинами, оборудованием, персоналом, немыслимой в XXI веке смертности, их беспокоит совсем уж невероятная вещь: уровень гигены в стационарах дошел до нижайшей отметки. Так, в Камчатской краевой больнице персонал и пациенты начали чесаться – в здании завелись в огромном количестве блохи. Медсестрам закупили противблошиные браслеты.
Большинство экономистов вряд ли согласятся с президентом: по их оценкам, в России наступила стагфляция, очень опасное состояние, при котором экономика практически не растет, растет только инфляция. Авторитетное издание Financial Times предрекает России дальнейшее резкое падение инвестиций, стремительное бегство капитала, особенно в связи с историей с арестом миллиардера Евтушенкова. Последние колебавшиеся инвесторы, услышав про задержание бизнесмена, спешно выводят капиталы из России. Приостановить бизнес в России планирует даже закаленная в боях с чиновниками ИКЕА, уже ушла Valio, стонет от проверок McDonald’s.