В понедельник 1 сентября Совету директоров ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (ОАО «Ил») будет предложено проголосовать за кандидатуру нового Генерального директора. По указке президента Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Михаила Погосяна им должен стать член Правления ОАК, директор Дирекции транспортных программ (ОАК-ТС) Сергей Сергеев.
В угоду личным симпатиям и интересам ставится под угрозу эффективность работы важнейшего для военной и гражданской авиации России комплекса. ОАО «Ил» лихорадит, у специалистов опускаются руки, уже сорваны планы по сдаче на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске первого серийного военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А.
С. Сергеев для М. Погосяна «свой» человек, однокурсник по МАИ. Источники в ОАО «Ил» сообщили, что большинство кадровых сотрудников воспринимают назначенца-варяга как личное оскорбление. Дело в том, что С. Сергеев воспитанник школы «Сухого», до 2011 года работал над созданием и эксплуатацией боевых истребителей. Идеология, методы конструирования и производства военных перехватчиков принципиально отличаются от «ильюшинской» школы проектирования. В военно-транспортной и гражданской авиации на первом плане стоят надёжность, длительные сроки эксплуатации техники, относительная простота обслуживания. Главное в истребительной авиации – скорость, высота, мощь вооружений. У конструкторов боевых самолётов ресурс и безотказность фактор вторичный, тем более что истребители оснащаются катапультными креслами и другими средствами спасения лётчиков. Часто самолёты доводят «до ума» в процессе эксплуатации в строевых воинских частях.
«Истребительный» подход уже не позволил ближнемагистральному пассажирскому лайнеру «Сухой Суперджет 100» стать настоящим хитом отечественного авиапрома. Несмотря на дороговизну, зарубежные комплектующие и агрегаты, эксплуатацию самолёта сопровождают бесконечные отказы техники. Детище М. Погосяна получилось перетяжелённым и не демонстрирует какого-либо превосходства над зарубежными «одноклассниками», уступая им в надёжности. Этот самолёт уступает по ряду параметров даже взлетевшему на 9 лет раньше Ту-334. Программу «суперджетостроения» все годы сопровождали скандалы вокруг расходования бюджетных средств и невыполнение обязательств по срокам поставок лайнеров в авиакомпании.
Есть все основания предполагать, что назначение С. Сергеева глава ОАК решил «протащить» минуя консультации с Администрацией Президента России, Федеральной службой охраны (ФСО), профильным вице-премьером Правительства Дмитрием Рогозиным. М. Погосян не берёт во внимание, что именно ОАО «Ил» отвечает за надёжность техники и, следовательно, за безопасность полётов первых лиц страны на лайнере Ил–96–300 в варианте «пункт управления».
Назначение С. Сергеева преследует ещё одну цель – заткнуть рот конструкторам-патриотам «Ильюшина» и другим критикам продуктовой линейки ОАК. Похожая история уже состоялась на ОАО «Туполев», куда в декабре 2013 года был назначен Генеральным директором выходец из ОАК Николай Савицких. Если бы не международные санкции, которые объявили нашей стране, то никто сегодня и не вспомнил о замечательных туполевских лайнерах Ту-334 и Ту-204СМ.
Широко известна ориентация М. Погосяна на международную кооперацию в гражданском авиастроении, что превращает наши авиазаводы в цеха по «отвёрточной» сборке самолётов из иностранных деталей и узлов. А в это же время простаивает и деградирует собственное производство комплектующих изделий для авиастроения. В запутанной системе международных поставщиков легко ловить «рыбку в мутной воде», оседлав многомиллиардные финансовые потоки. Отсюда стойкое неприятие М. Погосяном отечественных разработок, в том числе и созданных ОАО «Ил». На днях, вопреки пожеланиям Президента В. Путина, он поставил крест на строительстве полностью российского регионального турбовинтового авиалайнера Ил-114, самолёта, о котором мечтают даже исследователи Арктики и Антарктиды.
«Аргументы недели» обращаются к Президенту В. Путину и Председателю Правительства РФ Дм. Медведеву с просьбой срочно пресечь деструктивную деятельность М. Погосяна на посту главы ОАК, привлечь компетентные органы для расследования «больших и малых дел» этого могильщика российского авиастроения и авиатранспортной независимости страны.