О том думают звездно-полосатые или нет, лучше всего у нас известно писателю Михаилу Задорнову. Лет двадцать он препарирует американские мозги на своих концертах с одним и тем же диагнозом - они туп-ы-ы-ы-ы-е!
Эстрадные умозаключения российского юмориста решили оспорить эксперты Bloomberg, попытавшиеся вникнуть в суть проблемы через призму политики экономического давления Запада в отношении непослушных стран, но не очень-то преуспели этом деле, обнаружив, тем не менее, один любопытный факт. Они установили, что за тот период, пока наш сатирик веселил вывалившуюся из совка благородную российскую публику, жители США деградировали или, наоборот, интеллектуально выросли до такой степени, что научились оценивать происходящие события у себя на родине и в мире элементарным набором, состоящим всего из трех слов.
На любой вопрос, что они думают по поводу экономического давления их правительства, американцы всегда отвечают одинаково, не напрягая мозги. С легкой снисходительной усмешкой, не без доли сочувствия и укоризны. Так говорят с маленькими детьми, наделавшими в трусики, отстающими в умственном развитии подростками, путающими ложку с вилкой, и любимыми домашними животными, когда они огорчают своих хозяев.
- Это экономика, глупый, - услышите вы исчерпывающее объяснение на все случаи жизни и больше ничего не спросите, глядя в стеклянные глаза, потерявшего к вам всякий интерес собеседника. За два последних десятилетия эта фраза стала краткой формой евангелия американской политики. Ее символом веры.
В черепные коробки граждан США крепко-накрепко вбита установка, что экономика является главным приоритетом государственных забот. Поэтому они уверены, что ни один умный политик, никогда не будет делать ничего такого, что способно нанести ущерб национальной экономике.
Верно ли это утверждение для американской политики, один вопрос, но философия из трех слов с упорством, достойным лучшего применения, проецируется американцами на весь мир. Причем, весьма успешно, что питает их навязчивый оптимизм в отношении реализации идеи собственных полномочий экономического давления за рубежом.
Независимо от обстоятельств, американцы склонны думать, что и другие страны, будут следовать американской модели и действовать, прежде всего, в соответствии со своими экономическими интересами.
Неожиданные трудности наступают тогда, когда общественность государства, выбранного в качестве объекта политических и экономических санкций, убеждена, что есть более важные ценности, чем экономическое благоденствие.
Это то, что происходит сейчас в отношении кризиса задолженности в Аргентине и в России, поддерживающей сепаратистское движение на Украине.
В первом случае инвесторы убедили себя в том, что если давление, связанное с отказом Аргентины погашать свои облигации будет достаточно болезненным, то правительство Кристины Киршнер будет вынуждено пойти на их условия, связанные с серьезным ухудшением условий жизни широких слоев населения.
Во втором случае разработчики политики США предположили, что если они смогут нанести достаточный ущерб российской финансовой системе, Владимир Путин решит, что поддержка сепаратистского движения просто того не стоит.
В условиях кризиса оба иностранных лидера решили противостоять внешнему экономическому давлению с позиций национальной гордости. Справедливо ли это, но ситуации в этих странах абсолютно не эквивалентны. В Аргентине предположение о том, что экономическое давление заставит правительство принять навязываемые ему решения уже привело к повышению стоимости некоторых облигаций. А Россия продолжает стоять на своем, да еще вводит и ответные санкции.
Эксперты Bloomberg, подчеркивают, что и с моральной точки зрения две ситуации совсем не похожи друг на друга, так как разжигание гражданской войны на Украине несопоставимо с отказом платить американскому миллиардеру по ценным бумагам.
Они отмечают, что для США антироссийские экономические санкции могут быть самоцелью для наказания международной агрессии. Но только тогда не надо ждать, что из-за них поведение режима изменится быстро, или вообще когда-нибудь изменится.
Ведь даже если Киршнер или Путин чудесным образом решат изменить свое мнение, то им будет очень трудно сделать это таким образом, чтобы не скатиться вниз с пика популярности. После неоднократных сравнений американских инвесторов со стервятниками или нового украинского правительства с хунтой и фашистами для руководства Аргентины и России такой разворот не будет самым изящным способом, чтобы отыграть назад и сказать, как ни в чем не бывало - «не обращайте внимания, это будет слишком дорого», заключает Bloomberg.
Конечно, не все жители штатов тупые. Сколько там нобелевских лауреатов - не сосчитать. США - безусловный мировой лидер едва ли не во всех областях человеческой деятельности - от нанотехнологий до освоения космоса. И в высших эшелонах власти США работают такие симпатичные и грамотные люди, как Псаки. Вот только почему, когда они говорят о России, их словарный запас тает до полутора десятков слов с занудным рефреном - "неприемлемо"?
Может быть, им специально мозги отключают на время брифингов при помощи секретных технологий, чтобы не сболтнули лишнего, или они так реально устроены? Так кто же все-таки прав - Задорнов с карикатурно тупыми персонажами, или блумберг с новой религией?
P.S. Неожиданно зазвонил телефон. Снял трубку, звонил друг детства из Майами - теперь американец с 25-летним стажем. Решил на нем проверить спецов из уважаемого издания. Только он опередил.
- Здорово, командир! Как вы там все, как санкции? Что там у вас творится? Вы что все с ума посходили, от еды отказываетесь? Правда, Чубайс на гречку перешел?
Я и подумать ничего не успел, а как-то само собой из сердца вырвалось:
- Вот дурак, это же патриотизм!
В ответ раздался заливистый хохот, потом что-то захрипело, зашуршало, щелкнуло, и Америка вырубилась.