Санкции: хуже будет не только России, но и всему миру
1 августа 2014, 17:07 [«Аргументы Недели», Мильда Соколова ]
Санкции, введенные против России в связи с кризисом на Украине, начинают сказываться – первые признаки проблем появились в европейской экономике. Российская экономика пока держится, но и ее ждут непростые времена.
К сожалению, шапкозакидательские настроения, которые царят среди некоторых политиков с обеих сторон, легкомысленны – санкции скажутся непременно, полагают аналитики, как на европейской, так и на российской жизни. Слишком далеко уже зашла глобализация, изолированно может жить разве что первобытное племя в далекой Амазонии – но ему не нужно ни отопление, ни одежда, ни машины, ни разные дивайсы тем более.
«Из европейских стран наиболее подвержена риску санкций против России Германия», - сказал каналу France 24 Холгер Шмидинг, главный экономист Беренберг Банка. Россия – главный клиент немецкий производителей электроэнергии, которую те, в свою очередь, вырабатывают на основе нашего газа – страдают обе стороны. Сельхозпродукция, газовые турбины, сельскохозяйственная и строительная техника – все это производят и поставляют в Россию немцы: они не получат денег, но на чем мы будем пахать, на сохе? «Вся немецкая промышленность не рухнет от потери потребителей в России, но отдельные компании пострадают сильно», - полагает Дженнифер МакКаун из Capital Economics.
Сильно пострадает рынок автомобилей – Россия является одним из крупнейших потребителей как немецких, так и французских, итальянских автогигантов. Руководство французских фирм Renault, Citroen, немецких Opel, Mercedes, Volkswagen, Audi и многих других выражает серьезную озабоченность грядущими проблемами с занятостью, пострадает французская Total, только начавшая строительство завода по производству сжиженного газа, немецкий концерн Siemens поставляет нам все, от телефонов и кончая двигателями и бытовой техникой…
Экономисты Университета Оксфорда полагают, что санкции «кажутся пока абстрактными и не очень опасными», но в перспективе «могут нарушить равновесие мировой рыночной структуры» - ранее санкции касались в основном арабских стран, существующих относительно изолированно. Россия же за последние годы успела встроиться всем телом в мировую экономику.
Британский Сити пока не напуган, «но сильно нервничает», пишет Le Monde. Британцы не сильно зависят от российского газа, однако олигархи, обосновавшиеся в Лондоне, успели обрасти огромным количеством адвокатов, наоткрывать разных инвестиционных контор, приобрести недвижимость, засветиться на многочисленных аукционах – огромное количество обслуги разного рода задействовано вокруг весьма немалых российских капиталов. А сами чиновники, представители Газпрома, кремлевские начальники и их дети полюбили консультироваться у европейских юристов и специалистов по инвестициям (Deloitte, KPMG, Ernst and Young, PwC), учатся в британских школах и университетах, и вообще добыча нефти, на которой растут их капиталы, невозможна без технологий BP, Shell, ExxonMobil, а акции и капиталы можно считать не существующими без Лондонской и Нью-Йоркской бирж. В конце концов, все движение современного капитала, мысли, пространства и времени уже не может существовать без компьютерных технологий – их в Китае не купишь, там только клетчатые сумки и кофточки со стразами хорошо приобретать. Ущерб будет взаимным – в этом главный итог украинского кризиса, показавшего, что мир стал гораздо меньше и уязвимее, чем казался.
Американские эксперты полагают, что санкции не будут иметь мгновенного эффекта – однако со временем развитие экономики России будет все резче замедляться, а финансовому сектору грозит истощение, пишет Associated Press. Рецессия настигала российскую экономику и без санкций, они же ухудшат положение, не резко, но сильно. Европу ждет раздражение, падение, разочарование, но не гибель – постепенно она выправится, хотя начавшийся было подъем экономики может резко замедлиться и усугубиться ростом безработицы. Санкции увеличат неопределенность рыночных процессов во всем мире – и в этом их опасность для нас всех. Не пострадает только племя в Амазонии – оно не размещает акций на бирже. Может быть, вместо Лондона столицей опальных олигархов станет сельва в Бразилии, а сами они уже закупают гламурные юбочки из пальмовых листьев?
Энди Боровиц, специалист по России журнала New Yorker, в блоге построил несколько необычный план спасения загадочной русской души от санкций: Илья Муромец проснется и надает всем огромными кулаками, Василиса Премудрая отправит Госдеп в другое измерение, а профессор Дмитрий Карамазофф устроит небольшую победоносную климатическую войну. Аналитик полагает, что советники Кремля, придумавшие Крымско-украинский блиц-криг, примерно так представляли себе будущие события. Они не просчитали, что война в Европе - глубокий анахронизм, что от страха Запад, хорошо изучивший историю, может пойти на санкции в ущерб себе – ущерб этот весьма реален, однако избиратель на Западе тоже реален, и он на самом деле бывает движим не только денежными интересами или тщеславием, но и вполне альтруистическими мотивами. Избирателя, если он на самом деле избирает себе президента, волнует его моральный облик – идеальными же бывают только тираны.