Китай ринулся на юг России. И поэтому, судя по всему, у Таганрогского автомобильного завода появился реальный шанс воскреснуть из Леты, как Феникс – из пепла. Губернатор Ростовской области Василий Голубев, выступая перед депутатами регионального Законодательного собрания заявил, что стратегическим инвестором ТагАЗа станет компания из Китая. По его словам, имущество обанкротившегося завода будет выкуплено инвестором сразу после его инвентаризации и оценки.
По словам главы областной администрации, проведение открытых торгов и продажа имущества автомобильного завода стратегическому партнеру состоится сразу после завершения инвентаризации и оценки имущества предприятия. Имя этого китайского автопроизводителя донской губернатор называть пока не стал.
Выступая на заседании регионального парламента, Василий Голубев также отметил, что «координирующая роль» в «решении вопроса» с ТагАЗом по-прежнему остаётся за Сбербанком. По словам губернатора, с председателем банка Германом Грефом уже достигнуты соответствующие договоренности по этому поводу.
Таганрогский автозавод в прежние годы успешно производил по лицензии Hyundai Accent и Chery Tiggo под собственным брендом, а также Tagaz Tager (он же SsanYong Korando) и некоторые другие модели. Производство автомобилей на ТагАЗе было остановлено в начале 2013 года, и вот теперь в скором будущем его планируется возобновить, но уже под иностранным управлением.
При этом стоит, наверное, напомнить, что в феврале этого года Арбитражный суд Ростовской области признал Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ) банкротом, и ввёл конкурсное производство на предприятии - сроком на пять месяцев. Конкурсным управляющим был утверждён Артём Евсеев, который ранее занимал должность внешнего управляющего заводом.
Банкротство ТагАЗа инициировалось несколько раз. Первыми в арбитраж несколько лет назад обратились представители ВТБ, однако то заявление было отозвано - после того, как к решению этой проблемы подключился премьер-министр России. Владимир Путин (руководивший тогда российским кабинетом министров) назвал ТагАЗ «вполне жизнеспособной компанией».
Как писали в те дни российские деловые издания, председатель правительства РФ заявил по данному поводу: «Производство налажено, налажено также сотрудничество с иностранным партнёром, и планируется, насколько я представляю, и выпуск ещё двух новых моделей. Всё это замечательно. Но, безусловно, нужно повышать уровень локализации. Нужно тоже заниматься модернизацией предприятия. И здесь я прошу региональные власти, в частности, губернатора самым внимательным образом на это посмотреть, поддержать трудовой коллектив».
После этого банки-кредиторы осуществили реструктуризацию долгов завода – достаточно существенных не только по российским, но и по европейским меркам.
Спустя какое-то время с иском о своём банкротстве в арбитражный суд обратилось уже само предприятие. Но сразу после того, как ТагАЗ подал иск о банкротстве, ВТБ весьма недвусмысленно прокомментировал этот шаг: «На банкротство завод подал без ведома банков-кредиторов, и это действие - не в интересах банков. Возможно, это очередной способ давления на правительство РФ и Ростовской области с целью добиться очередных льгот, включения в федеральные программы, ведь ТагАЗ – это социально значимое для города предприятие».
Представители ещё одного из крупнейших кредиторов ТагАЗа - Сбербанка – также заявили, что не готовы на очередные послабления этому заёмщику: «Сбербанк расценивает данное заявление как попытку оказать давление на кредиторов и органы государственной власти со стороны ТагАЗа».
Газпромбанк, также один из крупнейших кредиторов Таганрогского автомобильного завода, попросил Следственный комитет проверить деятельность предприятия, его менеджмента и аффилированных с ним лиц. Послание руководителю Следственного комитета России Александру Бастрыкину было направлено от имени вице-президента и члена правления банка Александра Шмидта. Газпромбанк посчитал нужным проверить руководство ТагАЗа на возможные преступления, в числе которых - мошенничество, неправомерные действия при банкротстве и злоупотребление полномочиями.
Александр Шмидт в своём письме сообщал, что банк на протяжении 2009-2011 годов неоднократно реструктурировал задолженность ТагАЗа, рефинансировал и дополнительно финансировал предприятие, несмотря на трудности завода, уточняя при этом, что Газпромбанк руководствовался при этом предоставляемыми сведениями о позитивной динамике развития ТагАЗа. В заключение письма Шмидта было сказано о том, что меры, предпринимаемые банком, «не пошли впрок, и не принесли заметного результата ввиду практически явного сопротивления со стороны руководства ООО «ТагАЗ».
В апреле этого года известный в прошлом шоумен Андрей Разин стал владельцем банка «Донинвест», который был ядром одноименной финансово-промышленной группы. В неё входит и ТагАЗ. Тогда же в некоторых СМИ появились сообщения о том, что Разин планирует стать инвестором ТагАЗа, и вновь запустить производство на заводе. Но отвечая на вопросы журналистов по этому поводу, новый владелец «Донинвеста» опроверг информацию о якобы его планах относительно автозавода в Таганроге. «Таганрогский автозовод - банкрот, он имеет огромные долги. У меня нет интереса к нему», - сказал Андрей Разин.
Комментируя озвученную донским губернатором информацию о приходе на ТагАЗ некоего крупного инвестора из Китая, Разин предположил, что интерес к предприятию мог проявить кто-то из его прежних китайских партнёров.
«Вполне вероятно, что это одна из компаний, которые поставляли комплектующие на Таганрогский завод, и для которой ТагАЗ не какой-то там «кот в мешке», - сказал банкир.
По мнению многих экспертов, предстоящая сделка будет выгодная абсолютно для всех сторон, так или иначе связанных с ТагАЗом. И для бывших собственников предприятия, и для многочисленных кредиторов, и для местных (региональных и городских) властей. И для нескольких тысяч жителей Таганрога, работавших прежде на этом заводе.
И, конечно же, для определённого сегмента автомобилестроения «Поднебесной». Китайские автомобили получат абсолютно «зелёный свет» на территории нашей страны, ведь они будут формально «российскими».
Напомним, «звездный час» ТагАЗа пришёлся на середину и конец «нулевых» годов, когда завод выпускал уже слегка устаревшие, но весьма востребованные модели иномарок. В 2008 году – на своем пике развития – Таганрогский автомобильный завод на своём конвейере произвёл 106 тысяч автомобилей. Согласитесь, цифра вполне себе серьёзная.