Президент Украины Порошенко запретил сотрудничество с Россией в сфере ВПК. Теперь эксперты гадают: какой из стран от запрета будет хуже? По всему выходит, что к большим трагедиям на юго-востоке Украины добавятся и «маленькие» на предприятиях оборонки. В то же время кооперационные связи промышленности по обе стороны границы никуда не делись. В трудной политической ситуации профессионалы всё равно пытаются рационально распределить силы и не загубить производство.
Кому хуже?
Цифры, которые приводит ИТАР-ТАСС, могут ввести в заблуждение: «По данным экспертов, от разрыва сотрудничества Украины с Россией в сфере ВПК пострадают 79 украинских и 859 российских оборонных предприятий». На первый взгляд, высекли именно Россию. На самом деле зависимость нашей «оборонки» от украинских поставщиков не столь критична, и по большей части многое уже решено. Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин сообщил, что «по поручению правительства РФ Минпромторг внёс в Военно-промышленную комиссию план полного импортозамещения военной продукции из Украины. План является результатом скрупулёзной работы специалистов: где, как и что, за какие деньги и в какой срок произвести и кто конкретно ответственный».
Надо признать, что курс на импортозамещение, который давно взяли президент, руководители российской промышленности, имел под собой основания – такая огромная страна, как Россия, не должна зависеть даже от дружественной и братской Украины. И цветные революции, майданы, антироссийские лозунги, участие украинских спецов-наёмников в агрессии Грузии против Южной Осетии в августе 2008‑го только укрепили позицию российского руководства. На днях, к примеру, передали в состав ВМФ России многоцелевую атомную подводную лодку «Северодвинск» проекта 885 «Ясень». По оценкам военных – она лучшая в мире. Но следующие семь АПЛ будут построены по проекту «Ясень-М». Главная особенность «Ясеня-М» – всё оборудование лодки будет произведено предприятиями на территории России.
Если коротко – зампред комитета Госдумы по промышленности, вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенёв предрекает, что от антироссийских «санкций» Киева Украина потеряет до 15 млрд. долларов. И так каждый год. Для страны, утонувшей по уши в долгах, – сумма чудовищная. Западные «партнёры» не спасут – им украинские полуфабрикаты не нужны. Почему полуфабрикаты? Потому что без российской составляющей конечную продукцию по большей части не сделать. Да и не ждут в Европе украинские авиационные и корабельные газотурбинные силовые установки – своих навалом, конкуренция сильнейшая. Ракетная тематика – то же самое.
Самолёты ГП «Антонов»? Пока ещё их штучное производство зависит от поставок агрегатов, элементов фюзеляжа многого другого из России. Надежды развернуть массовое производство эфемерны. Ан‑124 «Руслан» – КБ в Киеве, а завод-то в Ульяновске. Военно-транспортный Ан-70 исключительно хорош, двигатель Д-27 получился, 5-е поколение, мощный, экономичный, малошумный. Но его уникальные воздушные винты, например, разработаны и сделаны НПП «Аэросила» в подмосковном Ступино. В двигателе предостаточно и других материалов из России. А французы из концерна Airbus Military, «слизавшие» один в один конструкцию Ан-70 и построившие свою ухудшенную (движок скопировать не смогли) версию под названием А-400М, на всех уровнях прямо указали и старым, и новым украинским властителям, что не допустят антоновскую машину на международный рынок. У «человеколюбивого и демократичного» Запада есть свои производства, интересы которых неукоснительно блюдут политики и лоббисты.
Ан-225 «Мрия» – памятник единому авиапрому
А это значит, что в промышленных центрах страны – Днепропетровске, Запорожье, Киеве, Харькове, и других городах Украины в одночасье появятся тысячи, возможно, сотни тысяч безработных. Порошенко об этом помнит: «Разрешено сотрудничать только в производстве продукции двойного назначения, например двигателей для вертолётов, которые могут использоваться и в военных, и в гражданских целях». То есть сразу вышибать у приговорённых к повешению табуретку из-под ног не стал – пусть помучаются.
Между делом и войной
Некогда единый советский военно-промышленный комплекс растащили по национальным квартирам. Двигатели для вертолётов и крылатых ракет – приоритет украинского «Мотор Сич». Привередливые инозаказчики при покупке российских вертолётов прямо требуют установку запорожских движков. Двигатели для боевой авиации – тут сильны позиции отечественных заводов. Есть двигатели, которые могут производиться и в России, и на Украине.
Двигатели, которые нас связывают
И пока политики укрепляли суверенитеты, промышленники наладили и настроили связи. И сегодня настоящие патриоты профессии из последних сил поддерживают кооперацию – в Москве состоялось 38-е заседание Межгосударственного координационного совета по сотрудничеству между Российской Федерацией и Украиной в области авиационного двигателестроения. Никакой политики, исключительно по делу. Со стороны – сводный симфонический оркестр под управлением многоопытного дирижёра, его роль исполнил бессменный президент Международной ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) Виктор Чуйко. Конструкторы, инженеры, технологи и управленцы, решающие общие задачи на одном им понятном языке технических терминов и параметров, – достойное зрелище.
О чём говорили? Запорожцы заказали петербургским программистам веб-портал для всех эксплуатантов авиадвигателей Д-436-148 и запустили его в работу. Следовательно, изготовитель двигателей самолётов Ан-148 будет оперативно реагировать на запросы авиакомпаний, контролировать и обеспечивать наличие запчастей на складах в России, оперативно передавать разработчику «Ивченко-Прогресс» замечания и пожелания.
Наша гордость Як-130, учебно-боевой самолёт и одновременно лёгкий штурмовик, летает с двигателями, спроектированными на Украине. Но давний партнёр «Мотор Сич» московский «НПЦ газотурбостроения «Салют» отработал технологии полного цикла сборки этого двигателя. И специалисты внимательно слушали, как «Салют» медленно, но верно проводит на стенде ресурсные испытания. Задача – повысить межремонтный ресурс до 1500 часов, назначенный – до 3000. Як-130 – не магистральный пассажирский лайнер, который «висит» в воздухе часами. Для него 3 тыс. часов равны 4 тыс. 280 полётным циклам. Это имитация запуска, взлёта (максимальный режим), крейсерского полёта, посадки. Без реальных полётов тоже нельзя – боевая машина совершает в небе различные эволюции, возникают перегрузки, часто экстремальные. И вот пошло обсуждение полученных данных:
– На первых образцах отмечены вибрации!
– Как так, у нас нет, а у вас есть?
– По мере наработки снижаются…
Далее непереводимая игра слов. Графики на демонстрационном экране. Сплавы, лопатки, компрессоры, валы, температурные режимы, высоты…
Виктор Чуйко в интервью «АН» подводит черту:
– В условиях обострения политической ситуации принципиально важно показать, что продолжаем работать в том же ключе, что и раньше. Для нас, в Координационном совете, ничего не произошло. Есть постановления правительств, мы их выполняем, команды «свернуть» не было. Могу добавить – все решения предыдущих 37 координационных советов выполнены. Думаю, мало на свете организаций, которые позволят себе сделать такое заявление. Я думаю, этот ручеёк пробьёт русло большой реке. И всё будет развиваться, как и прежде. Сегодня Вячеслав Богуслаев получает на «Мотор Сич» из России от 50 до 75% комплектации для своих двигателей. Кому плохо от наличия рабочих мест по обе стороны границы?
Удар в спину
Для остальных случилось худшее. Нанесён удар, от которого украинский ВПК оправиться, скорее всего, не сможет. Потому, что большинство украинских предприятий выпускают не финишную, готовую, продукцию, а комплектующие изделия и агрегаты для российской техники. Или полностью зависят от поставок из России. И кто этот удар наносит? – Свои! Или чужие, управляемые точными движениями заокеанского джойстика…
А Россия рано или поздно заменит на конвейерах, в сборочных цехах и доках продукцию украинских поставщиков – тут стоит поверить даже чиновникам Минпромторга. И без стратегических ракет мы не останемся. На смену Р‑36м2 «Воевода» производства днепропетровского завода «Южмаш» («Сатана» по натовской классификации) идёт отечественный «Сармат». Только не надо «импортозаменять» украинских поставщиков на французских, итальянских, канадских или американских, как было всё последнее время. Умному наступать на грабли дозволено не более одного раза.