В ХХI веке роль парламентов и «парламентской дипломатии» в международных отношениях возрастает. Поэтому необходим постоянный и предметный диалог российских парламентариев с их коллегами из стран Организации исламского сотрудничества для лучшего понимания процессов, которые происходят в наших странах. Международный экономический саммит России и стран ОИС (так называемый «Казань-саммит»), который проводится уже в шестой раз, стал важной площадкой для такого диалога.
Межпарламентская консультативная встреча в рамках Казань-саммита даёт возможность российским парламентариям и их коллегам из исламских стран в конструктивной взаимоуважительной атмосфере обсудить те аспекты законодательства, которые требуют дальнейшего совершенствования для развития совместного бизнеса. В частности, существенным остается вопрос о различиях в законодательном регулировании финансовых инструментов.
Исламский бизнес в различных формах имеет большой потенциал для его развития в России. Мы заинтересованы в проведении публичных обсуждений и выработке рекомендаций в области функционирования финансовой системы, принятой в исламских странах, в налаживании сотрудничества в сфере прямых инвестиций.
Задача Совета Федерации, как палаты регионов, уделить максимальное внимание опыту тех субъектов Российской Федерации, которые накопили полезный опыт в законодательном регулировании развития экономических взаимоотношений с исламскими странами и их финансовыми институтами. Сегодня можно констатировать, что в ряде субъектов достигнуты положительные результаты адаптации принципов исламского права в экономике и финансовой сфере к общероссийскому законодательству, а также в обобщении и распространении наиболее продуктивных форм законодательного обеспечения благоприятного делового и инновационного климата, развития связей с исламским миром.
Совет Федерации внимательно изучает законотворческий опыт стран СНГ в вопросах функционирования исламских финансовых институтов. В свете подписания договора о создании Евразийского Экономического союза появление исламских финансовых институтов в России позволило бы создать дополнительный ресурс для развития общего финансового пространства.
Также хотелось бы коснуться темы обеспечения продовольственной безопасности, которая обсуждалась на Стратегическом форуме в рамках «Казань-саммита». Наши государства в полной мере осознали значение надежного обеспечения своего населения здоровым и качественным продовольствием, а также наращивания потенциала экспорта сельскохозяйственных продуктов. Отражением этого служит их стремление к серьезному, системному планированию политики в этой сфере.
В России в 2010 году Президентом Российской Федерации была утверждена Доктрина продовольственной безопасности. В 2013 году была учреждена Исламская организация продовольственной безопасности со штаб-квартирой в Астане (Казахстан).
Сравнение подходов наших стран к этой проблематике свидетельствует о том, что во многом наши взгляды совпадают. Мы хотим ликвидировать дисбаланс в уровнях обеспечения продуктами питания между отдельными странами и регионами, обусловленный как состоянием сельского хозяйства, величиной доходов населения, так и характером сложившейся в международной торговле системой ценообразования.
Значимым является поиск эффективных форм кооперации наших усилий в целях достижения конкретных результатов в сфере обеспечения нашего населении качественной пищевой продукции и расширения экспертных возможностей.
В этом отношении нам есть что предложить.
Россия, самая крупная по территории страна на земном шаре, располагает уникальным природным потенциалом – наличием обширных земель с необычайно высоким уровнем естественного плодородия. Это – так называемые черноземные земли. По данным статистики, на долю России приходится треть всех мировых земель такого класса плодородия. Важным обстоятельством является и то, что эти особо плодородные земли находятся в достаточно благоприятной климатической зоне и имеют надежные источники водоснабжения.
Не все они сегодня находятся в активном землепользовании. И мы готовы предложить совместно культивировать их, соединив наши усилия путем организации на условиях долевого участия производства сельскохозяйственной продукции.
При этом акцент можно было бы сделать на производство экологически безукоризненных видов продуктов, которые находят все больший спрос на мировых рынках.
Полагаю, что мы могли бы сформировать рабочую группу экспертов для подготовки рекомендаций по этому вопросу.
Совет Федерации, как верхняя палата российского парламента и как «палата регионов», представляющая интересы субъектов Российской Федерации, готова использовать свой потенциал для форсированного решения всех проблем логистического и правового характера, связанных с реализацией такого рода проектов.
Ильяс Умаханов, заместитель Председателя Совета Федерации