Открылся двухдневный Первый форум регионов Беларуси и России. Особую актуальность мероприятию придает то, что оно проходит сразу после подписания в Астане 29 мая президентами России, Беларуси и Казахстана архиважного стратегического документа – Договора о Евразийском экономическом союзе.
Наши парламенты должны оперативно и синхронно ратифицировать этот исторический документ, реализация которого поднимет на новый качественный уровень интеграционный процесс, межгосударственные отношения и который станет мощным стимулом для дальнейшего углубления взаимодействия регионов России, Беларуси и Казахстана.
Трудно переоценить роль, которую играет межрегиональное сотрудничество в развитии российско-белорусских отношений. 6 белорусских областей и город Минск на постоянной основе взаимодействуют практически со всеми субъектами Российской Федерации. И это сотрудничество дает реальные результаты. Достаточно сказать, что товарооборот, например, Тюменской области с Беларусью составляет 10 млрд. долл. – это почти четверть объема всего товарооборота между нашими странами.
Сегодня мы обсуждаем возможности и перспективы взаимодействия в особенно важной для нас сфере – сельском хозяйстве. Цель – развитие агропромышленных комплексов наших стран, обеспечение продовольственной безопасности Союзного государства.
В этом направлении нам уже удалось добиться хороших результатов.
Отмечу заметный рост объемов двусторонней торговли аграрной продукцией. Так, в 2013 году, по сравнению с 2012 годом ее экспорт из Беларуси в Россию увеличился в 1,5 раза, а из России в Беларусь – вырос в 1,3 раза.
Одним из важнейших инструментов развития экономической интеграции между Российской Федерацией и Республикой Беларусь является реализация совместных программ и проектов. Сегодня выполняется Программа Союзного государства «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура на 2012–2015 гг.».
Результатом совместной работы должно стать полное самообеспечение продовольственного рынка обеих стран свежим и переработанным картофелем собственного производства и продукцией из ценной сельскохозяйственной культуры – топинамбура.
Мы также тесно сотрудничаем с Беларусью в области селекции и семеноводства. Нужно отдать должное белорусским специалистам, имеющим впечатляющие успехи в этом деле. Белорусские сорта и гибриды отличаются высокими потребительскими качествами, хорошей урожайностью, устойчивостью к неблагоприятным внешним условиям. В России за последние годы допущены к использованию 98 белорусских сортов и гибридов. Это замечательный результат нашего взаимодействия.
Сотрудничество в сфере селекции и семеноводства сельхозкультур особенно важно в решении проблемы продовольственной безопасности.
Наряду с прочим, проблема безопасности становится чрезвычайно актуальной на фоне агрессивного распространения в мире генно-модифицированных организмов, так называемых ГМО.
Известно, что хозяйства, перешедшие на возделывание трансгенных культур, попадают в полную зависимость от производителя семян и не могут самостоятельно осуществлять репродукцию растений. Неизвестны также и последствия влияния ГМО продукции на здоровье людей.
В этих условиях нам необходимо создать жесткую систему контроля за оборотом генно-модифицированных организмов, ужесточить условия ввоза генно-модифицированной продукции.
Совершенно очевидно, что проблема ГМО – это вопрос глобального масштаба. В этой связи представляется целесообразным предложить нашим заинтересованным ведомствам – прежде всего Минсельхозу, Минздраву, МИД – подготовить и внести на Генассамблее ООН проект резолюции о создании совместной с ФАО и ВОЗ рабочей группы экспертов с целью выработки рекомендаций по использованию новых и генетически модифицированных источников пищи.
Совместные усилия наших аграриев следует также направить на организацию масштабного производства экологически чистой органической продукции, которая сегодня очень высоко ценится в мире.
Отмечу, что в России в настоящее время ведется подготовка проекта федерального закона "О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Было бы правильно обсудить этот проект с белорусскими специалистами. В Совете Федерации мы такую работу проведем.
Также нам необходимо обеспечить защиту потребителей от некачественной и фальсифицированной агропродукции. Задача чрезвычайно актуальная.
Приведу один пример. В 2012 году по требованию Роспотребнадзора России были сняты с реализации 78 тыс. партий продовольственного сырья и пищевых продуктов, причем импортных партий было всего лишь 8%.
В связи с этим, особенно это касается России, считаю необходимым законодательно усилить ответственность за нарушение требований технических регламентов. Нам также необходимо продолжить работу по совершенствованию системы государственного контроля качества продовольствия и ее гармонизации в рамках ЕАЭС.
Хотела бы привлечь внимание к Концепции согласованной агропромышленной политики государств–членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, принятой в мае 2013 года. В Концепции определены основные направления дальнейшего углубления интеграции в области сельского хозяйства, ставятся конкретные задачи.
Нам, парламентариям, предстоит выполнить большой объем работы, поскольку необходимо законодательно закрепить такие положения, как регулирование общего аграрного рынка, выработка единых требований в сфере производства и обращения продукции, обеспечение санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер, развитие экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, научное и инновационное развитие агропромышленного комплекса, государственная поддержка производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Следует признать, что пока страны Таможенного союза не обеспечивают насыщение общего рынка товарами собственного производства. Объемы импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия остаются весьма значительными. Особенно остро эта проблема стоит перед Россией.
Достаточно сказать, что если совокупный объем производства продукции сельского хозяйства стран Таможенного союза эквивалентен 128 млрд. долл., то объем импорта такой продукции и продовольствия достиг 44 млрд. долл., т.е. 1/3 наших потребностей покрывается за счет импорта. В России импорт только растениеводческой продукции в 2013 году составил без малого 15 млрд. долл., а говядины мы ввезли в том же году почти 850 тыс. тонн. Понятно, что с таким положением мириться никак нельзя. В последние годы немало сделано, чтобы переломить эту опасную тенденцию. Неплохо обстоят дела по зерну, мясу птицы и свинины, но в целом ситуация у нас остается сложной.
В этих условиях чрезвычайно важной задачей является импортозамещение. Но не только. С учетом огромного потенциала стран Евразийского экономического союза, по оценкам экспертов, мы можем и должны стать крупными поставщиками продовольствия на мировой рынок. Однако, оценки оценками, а надо более активно двигаться вперед. Поэтому нам всем, и парламентариям, и регионам, и открывшемуся форуму необходимо заострять сельскохозяйственную проблематику и всемерно способствовать развитию агропромышленного комплекса, обеспечению продовольственной безопасности.
Валентина Матвиенко, Председатель Совета Федерации