Государство резко расширит БАМ и Транссиб. Две главные дороги из Европы в Азию вдвое увеличат пропускную способность.
Зампред правительства А. Дворкович поручил Минфину выделить дополнительные 41 млрд. руб. на Федеральную программу развития Транссиба и БАМа. Всего на эти цели из федерального бюджета отпущено 150 миллиардов. Ещё 260 млрд. руб. вложат Российские железные дороги.
Цель: к 2018 г. общая пропускная способность двух магистралей должна вырасти с 55 до 75 млн. т груза в год. Затем дороги потребуется расширять ещё сильнее. По новому плану БАМ и Транссиб соединят с Кузбассом. Горняцкий регион загрузит дороги углём – поток грузов вырастет ещё на 15–25 млн. т в год.
Основная проблема – огромная техническая сложность работ. 80% протяжённости БАМа (4,28 тыс. км) проходит по вечной мерзлоте. Даже в советские времена осилили лишь одну из двух запланированных веток – южную. Магистраль по сей день постоянно улучшают и достраивают. Например, в начале июня 2011 г. завершили проходку Кузнецовского тоннеля. Это – часть реконструкции линии Комсомольск-на-Амуре – Советская гавань. Тем не менее на сложных участках этого пути можно пропускать только составы весом всего до 4 тыс. т, исключительно на усиленной локомотивной тяге и на очень малой скорости. Всё это ограничивает годовой грузопоток БАМа до 16,5 млн. тонн. Узкие места придётся расшивать на многих участках. Особенно – однопутных. Недавно вступил в строй разъезд Ирдыкан на перегоне Звёздная – Ния. Всего в ближайшие годы обещают построить 17 новых разъездов. Также в планах – двухпутная вставка на перегоне Икабьекан – Мурурин. В общей сложности эти расшивки путей обойдутся в 13,5 млрд. рублей.
Согласно плану правительства, второй ударной силой обновления транссибирских дорог станут новые типы составов. Сейчас максимально допустимый вес поезда – 7,1 тыс. тонн. Нагрузка на каждую ось вагона не более 6 тонн. Показатели обещают довести до 8–9 тыс. т на состав, 25 т на ось. Для этого понадобятся вагоны нового типа. Всего, по оценкам аналитиков, их нужно построить 80 тыс. штук. Это громадная задача для российского машиностроения.