> Граница требует средств - Аргументы Недели

//Экономика

Граница требует средств

30 апреля 2014, 14:38 [«Аргументы Недели», Денис ТЕРЕНТЬЕВ ]

В международный розыск объявлен бывший глава Федерального агентства по обустройству государственной границы (Росграницы) Дмитрий Безделов. Чиновника такого уровня преследуют впервые, если не считать закончившегося ничем «дела Сердюкова». Главный вопрос: считать ли охоту на Безделова началом реальной борьбы с коррупцией? Или государственная граница и дальше будет служить прачечной для освоения бюджетных средств?

Пограничное состояние

Каждый советский человек знал, что «граница Родины на замке». Но после распада СССР оказалось, что протяжённость сухопутной границы России составляет 22 тыс. км, причём обустроены со старорежимных времён менее 10 тыс. км (с Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, Китаем и Северной Кореей). Впрочем, обустроенность эта относительная: в той же Финляндии граница представляла собой 20-метровую просеку, на которой через каждые 2 км стоял пограничный столб. А ведь «железный занавес» пал, предполагалось иметь переходы, ежедневно пропускающие тысячи людей.

Граница преображалась медленно и неуклюже. В 1990-е годы средств выделялось недостаточно, а их львиная доля тратилась на Кавказ и Среднюю Азию. Российские пограничники охраняли, например, рубежи Армении с Турцией. А с таджико-афганской границы они ушли только в 2004 г. К тому времени пограничникам приходилось и охранять границу, и обустраивать её, что в развитых странах не практикуется. Как следствие, договор о делимитации границы с Казахстаном (а это свыше 7,5 тыс. км) подписали только в 2005 г, демаркацию не завершили до сих пор. В 2007-м президентским указом создана Росграница, усилиями которой количество пограничных пунктов в стране доведено до 383. Но в Кремле решили, что этого явно недостаточно, а бюджетные деньги уходят налево.

Основания так думать имелись. По госпрограмме обустройства границы в 2003-2011 гг потратили около 150 млрд руб. Зато из 1965 объектов создали только 606. Смета строительства в отдельных случаях росла в 15 раз (стадион в Петербурге, с которым стало принято сравнивать подобные ситуации, подорожал «всего» в 6 раз). Но гнев Кремля вызвал тот факт, что Росграница подставила его перед важнейшими международными событиями. Так перед саммитом АТЭС во Владивостоке из восьми планировавшихся пропускных пунктов построили только один – в аэропорту Кневичи. Железнодорожный пункт «Адлер» на границе с Абхазией, которым планировалось пользоваться во время Олимпиады в Сочи, не сдан до сих пор.

Ещё в 2013 г. пункт «Адлер» стал отправным пунктом уголовного дела. Его сюжет величественен в своей простоте: в 2009 г. победитель конкурса ООО «РСУ №5» получил от Росграницы (в лице его «дочки» ФГУП «Роспогранстрой») 1,2 млрд руб. Деньги были выплачены сразу в полном объёме, хотя закон разрешает предоплату не более 40%. И легли они на счета фирмы в банке «Агросоюз», одним из основных акционеров которого является Александр Безделов – отец тогдашнего руководителя Росграницы. В дальнейшем «РСУ №5» объявило себя банкротом, зачатки пограничного перехода поросли бурьяном, а куда делись деньги, сейчас выясняют следователи. В марте 2014-го бригада из полусотни силовиков высадилась в Петербурге, где базировалась часть субподрядчиков «РСУ №5». А в апреле объявили розыск уволенного полугодом раньше Дмитрия Безделова. Но его уже и след простыл. 

Ни дать, ни взять

В этой истории много странного. Экономист Безделов возглавил Росграницу спустя год после основания агентства. Известно, что одним из первых его шагов был независимый аудит расходов по обустройству рубежей, начиная с 2003 г. К каким выводам привели Безделова представленные результаты, доподлинно неизвестно. Но он совершенно потерял страх, и уже через два года случилась история с адлерским пунктом: вопреки всем нормам права, свыше 1 млрд рублей загнали в дружественный банк, где они и растворились.

Это не единственный эксцесс. Например, при обустройстве 35 пунктов в Хабаровском крае потратили 53 млн руб, а на 14 пунктов в Дагестане – 178 млн. Возможно, горный рельеф Кавказа увеличивает стоимость объекта. Но не в 7 же раз! При строительстве пункта «Краскино» на Дальнем Востоке вместо 5-этажного железобетонного здания без всяких согласований возведен 3-этажный корпус из металлоконструкций. При этом освоены все 985 млн руб., заложенные в смету.

Самое поразительное, что эти кульбиты не замечались годами. Под носом у ФСБ, которая ведает охраной государственных границ. «Адлерское дело» заварилось в 2009-м, а хватились только 3,5 года спустя. По словам директора центра Transparecy International Russia Елены Панфиловой, просто увести миллиард – это вызывающий способ поведения. И ни один человек в здравом уме не пойдёт на него без соответствующего прикрытия.

Более того, звонки о разворовывании средств на обустройстве границы звучали давно. Было несколько осуждающих выступлений вице-премьера Дмитрия Рогозина. Своё неудовольствие выражал глава Госнаркоконтроля Виктор Иванов. Знакомые с ситуацией источники говорят, что неприятности у Безделова начались после выхода на пенсию одного почтенного генерала. В ноябре 2013-го у Рогозина с Безделовым состоялась беседа, по итогам которой глава Росграницы в тот же день написал заявление «по собственному желанию.

«Адлерское дело» к тому времени расследовалось уже полгода. Но отцу и сыну Безделовым никогда не предъявляли по нему официальных обвинений. Безделова-младшего объявили в розыск в связи с тем, что он перестал являться к следователю. Вероятно, он покинул страну. Хотя подписку о невыезде берут даже с обругавших полицейского матом. Из страны не выпускают задолжавших по квартплате 100 рублей. Но почему-то эта мера не применялась к человеку, за спиной которого происходили миллиардные хищения и, возможно, подорвавшего безопасность Родины.

Обвиняемыми сделали экс-директора «РСУ №5» Георгия Белоусова и безделовского зама по капстроительству Данилу Вавилова. Весьма вероятно, что они будут всё валить на Безделова, и в итоге получат щадящее наказание. Вряд ли кто-то заинтересован поливать Росграницу грязью. На развитие пограничной инфраструктуры до 2020 года планировалось потратить 134 млрд руб. После присоединения Крыма эта сумма значительно возрастёт.

 

 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте