Результаты пилотного запуска Национального рейтинга состояния инвестиционного климата доложат президенту на Петербургском международном экономическом форуме.
Рейтинги в нашей сегодняшней жизни – дело самое обычное. Их заказывают банки и страховые общества, кинопрокатчики и производители колбасы, но деловое сообщество используется в работе очень мало. Часто инициатива составления рейтингов принадлежит иностранным компаниям, присматривающим наиболее выгодные регионы России в качестве «аэродрома» для инвестиций и бизнеса. Евгений Лебедев, руководитель Агентства стратегических инициатив (АСИ) в СЗФО, рассказал нам, что работа по созданию Национального рейтинга началась в декабре минувшего года, когда, согласно распоряжению президента АСИ, было поручено сформировать инвестиционный рейтинг РФ. Если уж иностранным компаниям интересно, чем и как «дышит» наша страна, то уж отечественным властным структурам и подавно не худо бы знать экономические её перспективы…
Презентация Национального рейтинга, получателями которого станут президент и правительство России, состоялась недавно на территории ИТАР-ТАСС, информационного партнёра АСИ, которое в лице Лебедева и представило новацию бизнесменам и общественникам. В качестве главной цели создания рейтинга намечена организация на местах эффективной системы управления. Попутно создатели рейтинга планируют выявить в региональных органах власти лучшие примеры практической работы с бизнесом, которые потом можно будет применять в менее успешных регионах, понять мотивировки региональных органов власти, которые помогли бы в работе федеральной власти, а также оценить условия ведения бизнеса, что должно помочь уже самому бизнесу. «Управлять инвестициями в России на базе рейтингов, которые формируются сейчас в Вашингтоне, или на основе иных международных рейтингов очень сложно, – говорит Лебедев. – Но о том, что этот рейтинг создан с участием иностранных представителей, говорит уже состав Национального рейтингового комитета».
Евгений Лебедев подчёркивает, что навязывание кому бы то ни было каких бы то ни было решений не является задачей рейтинга, который должен только дать объективную оценку деятельности губернаторских команд, методов работы и её эффективности.
Национальный рейтинг-пилот будет составлен в 22 регионах: в Москве, Санкт-Петербурге, Республиках Татарстан и Саха (Якутия), Кабардино-Балкарии, Алтайском, Красноярском, Краснодарском, Ставропольском, Приморском, Хабаровском краях, Ленинградской, Калужской, Костромской, Владимирской, Ульяновской, Самарской, Томской, Тульской, Свердловской, Челябинской, Ростовской областях. «Взяты по 2–3 региона в каждом федеральном округе – это тот стартовый минимум, который позволит нам увидеть срез актуального состояния делового климата в стране в целом», – уверен Лебедев.
В обсуждении методологии рейтинга приняли участие более 40 регионов, а в состав рабочей группы по разработке вошли почти все деловые объединения и организации страны. Решено, что главным методом при создании документа станет опрос по телефону: его будут проводить в бизнес-среде, а именно – среди экспертов деловых объединений (в части оценки эффективности институтов и механизмов, созданных региональными органами власти) и среди предпринимателей, имеющих актуальный опыт получения государственных услуг по различным направлениям (разрешение на строительство, регистрация предприятия и т.п.). Группы респондентов избраны организацией сопровождения рейтинга – ВЦИОМ (вторым «сопровождающим» является известное Агентство BCG).
Официального представления окончательной методики и результатов пилотного исследования президенту надо ожидать в мае на Петербургском международном экономическом форуме. «После этого начнётся масштабное внедрение рейтинга во всех регионах РФ», – сообщил Лебедев, уверенный в том, что уже в пилотном рейтинге Санкт-Петербург должен занять максимально высокое место. Также руководитель АСИ в СЗФО призвал представителей ведущих объединений к обсуждению необходимости создания регионального центра бизнес-мониторинга, от которого напрямую будет зависеть оценка работы в рамках Национального рейтинга.
Однако на презентации в Санкт-Петербурге у представителей делового сообщества уже возникло немало вопросов как по методологии, так и по результативности рейтинга. Сергей Цыбуков, представитель Санкт-Петербургского Союза промышленников и предпринимателей, считая, что сам рейтинг является ближайшей идеей, обеспокоен тем, как скоро результаты рейтинга будут использоваться при заключении межрегиональных соглашений и договоров, для которых эти данные могут стать опорными… Юрий Бурчаков, представитель Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, напротив, говорит о том, что рейтинг – показатель условный, и разделение рейтингов, например, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, т.е. экономически и географически связанных регионов, по сути своей абсурдно: оба эти региона давно являются друг для друга инвесторами... Олег Ашихмин из общественной организации «Деловая Россия» обратил внимание на то, что сегодня для успешного развития инвестиционого климата нужен не только Национальный рейтинг, но и изменения в законодательстве. Так, Ашихмин указал на то, что необходимо предусмотреть возмещение убытков предпринимателям, действия которых были осложнены представителями властей, от которых, например, зависит скорость строительства бизнес-объектов. «Понятие «презумпция добросовестности» должно сегодня касаться не только инвесторов, но и представителей власти», – уверен Ашихмин. И подобных вопросов не столько к основателям и организаторам рейтинга, сколько к существующему в сфере российского бизнеса положению дел, предостаточно. Хорошо бы рейтинг стал толчком для разрешения большинства проблем…