Аргументы Недели → Экономика № 11(403) от 27.03.2014

Война за коктейли

, 16:58 , Обозреватель отдела Экономика

Госдума взялась за «энергетиков». Речь не про наследников дела А. Чубайса – про разнообразные баночные коктейли и крепкие напитки. Они станут очередной вехой на пути крестового похода государства против вредных излишеств.

Крестовый поход

Антиалкогольная политика правительства сформулирована чётко. В 2010 г. президент В. Путин подписал план, по которому к 2020 г. потребление алкоголя должно сократиться ровно в два раза. Он выполняется на раз-два-три.

Сначала прижали производителей крепких напитков. Для этого власти всячески поддерживали развитие пивоварения. Золотой век пивоваров пришёлся на первую половину 2000-х. С 2000 по 2007 г. выпуск ячменного напитка в России вымахал в два раза – с 515 до 1100 млн. декалитров. Одновременно доля водки в общем потреблении алкоголя упала с 67 до 45%. Всё стараниями транснациональных пивных корпораций. Благо морковка была изрядной величины. Например, «Карлсберг групп» вложила в российские пивные предприятия 12 млрд. долл. и рассчитывала – к 2015 г. они будут приносить ей не менее 40% общемировой прибыли.

Не выгорело. Продажи пива в РФ доросли до 600 млрд. руб. в год. Но, когда пивовары сделали своё дело, – взялись за них. В 2008 г. пиво приравняли к алкоголю, запретили рекламу и обложили налогами. Если в 2009 г. правительство брало только 3 руб. с каждого литра пива, в 2013 г. оно собирало уже 15 рублей. В 2014 г. пивной налог вырос до 18 руб., в 2016 г. достигнет 21 рубля. Закономерный результат: к 2013 г. по сравнению с золотым 2007 г. выпуск пенного напитка рухнул на 20%.

Что на очереди? В России по-прежнему льются реки слабоалкогольных коктейлей. Каждый год население выпивает 350 млн. л этой химии – в два раза больше, чем шампанского.

До последнего времени чиновники исходили из идеи, будто слабый алкоголь менее вреден для здоровья, чем водка, поэтому предоставили его производителям массу льгот. В том числе разрешили не учитывать товар в системе ЕГАИС и платить за спирт пониженные акцизы.

Оказалось, стратегия хороша только на бумаге. «Хотели как лучше, а получилось как всегда. В итоге потребление слабоалкогольных напитков вчетверо больше, чем в 2000 году», – рассказывает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.

При этом если в разумных количествах вина и пива есть хоть какая-то польза, то в коктейлях полезного – ровным счётом ничего. Натуральное сырьё добавляют только в пятую часть слабоалкогольных напитков. Остальные состоят из спирта, ароматизаторов и консервантов. Производители химичат с ингредиентами как могут. Даже если в коктейль добавлен натуральный сок, в его состав всё равно входят бензоат натрия, подкислители и антиоксиданты. Эта химия может вызывать аллергию и вредна для желудка. В сочетании со спиртом резко увеличивает шансы заработать язву или гастрит.

Уравнение с акцизом

Ещё вреднее так называемые энергетические коктейли, в которые добавляют кофеин. Об этих напитках предельно ясно высказались на недавнем антиалкогольном совещании у президента. Сочетание спирта и тонизирующих веществ ускоряет формирование привыкания к алкоголю, усиливает риск токсического действия алкоголя на организм человека.

«Энергетические напитки перегружены красителями, ароматизаторами, сахарозаменителями и другой химией. Я запретила бы их в законодательном порядке, потому что такая стимуляция нервной системы приводит к неврозам и окончательному снижению работоспособности», – объясняет врач-диетолог И. Мельницева.

Увы, народ ни к врачам, ни к министрам не прислушивается. Потребление коктейлей последние годы стремительно росло. Самое страшное – в основном на них подсаживаются молодые люди в возрасте 22–25 лет. «Продажи в России энергетических напитков ежегодно растут в среднем на 33%. За последние пять лет реализация энергетиков выросла на 46 миллионов литров, достигнув 103 миллионов литров в 2011 году», – отмечает эксперт алкогольного рынка депутат Госдумы В. Звагельский.

По данным аналитического агентства «Евромонитор», в 2011 г. энергетиков выпустили 120,7 млн. л, в 2012 г. – 140,6 миллиона. В прошлом году пробили планку 130 млн. литров. Цифры устрашающие – поэтому государство решило вмешаться в ситуацию. Что сделают?

Во-первых, запретят продавать энергетические напитки в маленьких магазинах и киосках. Это серьёзно подкосит спрос на коктейли: по данным маркетингового агентства «Вектор Маркет», 70% этих напитков покупают именно в мелкой рознице.

Во-вторых, уравняют акцизы на слабый и крепкий алкоголь. По подсчётам Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), эти меры разом уменьшат потребление коктейлей на 50 млн. литров в год. Но этого недостаточно, чтобы полностью отучить народ от коктейлей.

«Спрос снизится только временно. Сначала слабоалкогольные напитки резко подорожают. Сейчас банка самого дешёвого коктейля стоит 35 рублей, будет – 40–50 рублей. Практика показывает, что даже после резкого повышения цен спрос на алкоголь восстанавливается до прежних объёмов за 2–3 года», – считает директор ЦИФРРА В. Дробиз.

Отдельный вопрос – как различить энергетические напитки от обычных газировок. И там и там есть кофеин. Нижняя планка содержания бодрящих компонентов определяется ГОСТом. Например, в коле кофеина должно быть 15,1 мг на 100 миллилитров. Доза немаленькая. Для сравнения: в популярных энергетиках – от 32 до 36 мг кофеина.

В общем, государству нужно озаботиться не только ростом цены, но и качеством коктейлей. К примеру, стоит срочно принять технический регламент, который заставит производителей ограничить содержание стимулирующих веществ и обяжет использовать натуральное сырьё.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram