В 2014 г. Россия может полностью прекратить экспорт палладия, хотя ещё несколько лет назад занимала 41% мирового рынка. Причина – в истощении запасов Гохрана, накопленных с советских времён и безудержно распродававшихся после 1993 года. Причём современная добыча палладия невысока, а недавно открытые месторождения на Кольском полуострове оказались под контролем иностранного производителя. Хотя палладий является одновременно и стратегическим металлом, и драгоценным, встречается в природе в десять раз реже золота, а на мировых рынках оказался едва ли не единственным ресурсом, на который существует хронический дефицит.
Треть палладия используется в радиоэлектронике, 50% – в автомобилестроении (на производство фильтров для выхлопных газов).
В Советском Союзе металл применяли в военной промышленности, как именно – до сих пор военная тайна. Засекречены и объёмы добычи. Однако к моменту распада СССР в Гохране скопились десятки тонн палладия, а изменившаяся военная доктрина позволила эти запасы распродавать. Объёмы продаж постоянно росли – до 50 т в год. На рубеже 2000-х годов палладий стоил дороже золота и платины – более тысячи рублей за грамм. Но впоследствии металл потерял около трети цены – в основном из-за обильной распродажи российских закромов.
Согласно исследованию английской компании GFMS, в 2005–2009 гг. Россия экспортировала по 34 т палладия ежегодно. В 2011 г. страна продала около 20 т палладия, в 2012-м – 7,8, а в 2013-м план Гохрана составлял всего 3,1 тонны. Ещё в 2012 г. в СМИ появилась информация, что запасы Гохрана почти полностью исчерпаны – в них осталось 10–20 т плюс столько же «неликвида» 94-й пробы, нуждающегося в дорогостоящем обогащении.
Периодически появляется информация, будто Гохран собирается… закупать палладий про запас! Глава фонда Андрей Юрин такой перспективы не отрицает, а государство, по его мнению, должно располагать значительными запасами ценного элемента. При этом в «Норильском никеле» скептически относятся к идее продавать свою добычу в Гохран.
– Если Гохран действительно собирается наращивать запасы палладия, когда в мире наблюдается дефицит, зачем же было продавать десятками тонн, когда рынок находился в нижней точке? – недоумевает экономист Игорь Неменчинский. – 200 тонн палладия – это весь мировой рынок, на котором спрос превышает предложение. «Норникель» добыл 63 тонны, но это не только в России. Например, ему принадлежит Stillwater Mining – крупнейший производитель металлов платиновой группы в США и Канаде.
Если завтра война
В 2009–2011 гг., когда Гохран уже признавал истощение запасов палладия в стране, а на мировых рынках наметился дефицит, российское правительство передало грандиозные месторождения на Кольском полуострове… иностранной компании. В общем-то канадская корпорация Barrick Gold давно участвовала в изучении Фёдорово-Панского рудного массива, включающего в себя местность вокруг горы Фёдорова Тундра. После распада СССР российские власти перестали вкладываться в геологоразведку, хотя в 1989–1990 годы Геологический институт КНЦ РАН доказал платинометалльное оруденение на участке протяжённостью более 11 км и сделал оптимистический прогноз по запасам.
Канадцы создали вместе с кольскими геологами компанию «Фёдорово Рисорсес», которая поставила на учёт два месторождения с доказанными запасами более 400 т металла (преимущественно палладий, плюс платина, золото, родий). В 2010 г. страна оценила заслуги российских геологов Государственной премией… и передало канадцам контроль за разработкой,увеличив их долю в «Фёдорово Рисорсес» с 49 до 79%. Уже после этого в Фёдоровой Тундре открыли ещё три месторождения, а общие запасы могут составить 1 тыс. т благородных металлов.
Понять логику правительственных экономистов трудно. Одним из аргументов звучало: у проекта нет инвестора, а Barrick Gold по силам вложить в организацию добычи около 45 млрд. рублей. Ожидалось, что канадцы построят два карьера, обогатительную фабрику, рабочий посёлок, дороги и начнут добывать палладий ещё в 2012 году. В СМИ сообщалось о многомиллиардных убытках, которые понесла Barrick Gold из-за провала крупного проекта в Чили. Нет никаких новостей о подвижках в Фёдоровой Тундре, а грозные Роснедра почему-то не рвутся применять к канадцам санкции. Barrick Gold пустили в российскую золотодобывающую отрасль (месторождение Сухой Лог в Иркутской области), что дало повод говорить о высоких покровителях канадцев в Кремле.
Однако из-за финансовых сложностей Barrick Gold пришлось продать 20%-ную долю в компании Highland Gold, добывающей золото в России. Кстати, 32% акций Highland Gold принадлежали структурам Романа Абрамовича,который прямо или косвенно являлся партнёром канадской корпорации.
Что будет дальше с Фёдоровой Тундрой, непонятно. Гохран массово скупает якутские алмазы, чтобы поддержать компанию «АЛРОСА», и на палладий у фонда нет средств. По странной российской традиции они наверняка найдутся, как только металл подорожает.
Металлический аргумент
В 1803 г. английский химик Вильям Волластон растворил в водке платиновую руду, нейтрализовал кислоту, осадил платину действием хлорида аммония, потом добавил цианид ртути, нагрел – и получил 46-й элемент таблицы Менделеева. Как использовать палладий практически, в XIX веке не представляли, и долгое время считали побочным продуктом при производстве никеля, меди и платины. Потом в моду вошло так называемое белое золото, образующееся добавкой всего 1% палладия. В гальванотехнике он стал активирующим веществом при металлизации диэлектриков. В медицине из него делают хирургические инструменты и детали кардиостимуляторов, без палладия невозможна глубокая очистка водорода.