Аргументы Недели → Экономика

Можно ли россиянам лакомиться латвийскими шпротами?

, 15:48

Золотистые рыбки, плотно уложенные в баночку, не в первый раз становятся причиной «шпротных войн» между Латвией и Россией. Вот и в новом, 2014 году, российские контрольные службы ввели запрет на реализацию рыбных консервов из Латвии. Запрет, правда, относится только  к двум из тридцати шпротных производств Латвии - Rānda и Kolumbija.

Интересно, что последние санкции Роспотребнадзора, как говорится на официальном сайте  ведомства, приняты «в связи с обращениями граждан, поступивших на имя Президента Российской Федерации В.В. Путина 12 декабря 2013 года в Единый день приема граждан». Конечно, стоит отдать должное уникальным дегустаторским способностям российских граждан: бдительные россияне не только сумели распознать нарушения в изготовлении вкусного деликатеса, но и тут же поделились с главой государства своими ощущениями.

В чем же проблема, чем провинились латвийские производители? Сразу стоит сказать: да, в консервах производства предприятий Rānda и Kolumbija химики нашли превышение в 3,5 раза бензапирена – опасного химического соединения, образующегося при копчении.

Именно по причине превышения предельно допустимой концентрации (ПДК) бензапирена в 2006 году практически на два года был введен запрет на ввоз в Россию латвийских шпрот. В то время российские стандарты жестко ограничивали ПДК бензапирена до 1 мкг/кг, а в Европе требования к содержанию этого вредного вещества были в пять раз мягче.

Снять запрет на латвийские шпроты оказалось просто: постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 июля 2008 г. № 43 г. предельно допустимая концентрация бензапирена была повышена до европейских норм  - с 1 мкг/кг до 5 мкг/кг. Так латвийские шпроты, производящиеся по стандартам ЕС,  были признаны годными для россиян.

И вот здесь-то стоит вспомнить, что бензапирен содержится в летучем виде в натуральным дыме от древесины и именно из дыма осаждается на поверхности обрабатываемых продуктов. Так что, любители копченостей, шашлычков и гриля съедают вместе с аппетитными продуктами и бензапирен. Причем, в продуктах, приготовленных на гриле, содержание бензапирена раз в 50 выше, чем в банке шпрот – так  прокомментировал ситуацию со «шпротными страхами» президент Латвийского союза рыбопереработчиков Дидзис Шмитс, сославшись на исследования европейских учёных.

Что касается шпрот, то они приобретают так полюбившийся многим вкус после копчения на ольхе. Пока латвийские производители шпрот сопротивляются предложениям изменить технологию и перейти на так называемый «жидкий дым» - ароматизатор, имитирующий эффект копчения. Ведь тогда это будет совсем другой продукт.

Латыши гордятся шпротами, это национальный продукт Латвии, латвийский бренд. Поэтому Продовольственно-ветеринарная служба (ПВС) Латвии приняла меры. «Предприятия подготовили план действия в связи с введением коррекционных мероприятий, в том числе и усилением собственного контроля», - сообщил директор ПВС Марис Балодис.

К ситуации подключилась и Лаймдота Страуюма, только что возглавившая правительство вместо ушедшего в отставку Валдиса Домбровскиса. Новый премьер после встречи с министром сельского хозяйства РФ Николаем Федоровым сообщила, что экспорт латвийской рыбной продукции в Россию не запрещен, а речь идет о конкретных предприятиях и анализах конкретной продукции. Так что январское изъятие в магазинах «Перекресток» и «Ашан» латвийских шпрот не стоит расценивать как новый этап «шпротных войн».

Тем не менее, стоит пояснить, что же такое пресловутый бензапирен. С точки зрения химии,  бензапирен - органическое вещество, входящее в группу полициклических углеводородов. Это типичный химический канцероген окружающей среды, обладающий свойством биоаккумуляции, т.е. вещество накапливается в организме.

Ученые достоверно доказали канцерогенное действие бензапирена на животных, имеются ограниченные доказательства его канцерогенного действия на людей.

Стоит отметить, что содержится это вредное вещество не только в баночках шпрот. Бензапирен содержится в выбросах автотранспорта, предприятий теплоэнергетики, многочисленных мелких котельных, табачном и печном дыме. Резко повышается концентрация бензапирена в воздухе после лесных пожаров.

В воздухе больших городов, особенно летом, содержание бензапирена зашкаливает: так, по данным ecomos.ru за 2012 год, в десяти городах московского региона, где проводился мониторинг атмосферного воздуха, концентрация бензапирена превышала предельно допустимую (1мкг/м3*10-3).

Так и хочется после этого вслед за Ренатой Литвиновой сказать: «Как страшно жить!». На самом деле, как всегда, проблема в количестве. Не стоит увлекаться как шпротами, так и любыми копченостями – это не ежедневная еда. 

Кстати, к осени копченые вкусности могут оказаться не такими вкусными – с 1 сентября нынешнего года Евросоюз вводит более жесткие нормы содержания в продуктах бензапирена – до 2 мкг на килограмм продукции. А это на практике означает отказ от традиционного копчения на дровах и, соответственно, изменение вкуса любимых, пахнущих дымком, продуктов.

Но есть и хорошая новость: производители шпрот добились того, чтобы этой отрасли ограничения не коснулись и норма бензапирена останется на нынешнем уровне.

Так что, думайте сами, решайте сами – есть или не есть...

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram