Несколько десятков специалистов, собравшихся в рамках круглого стола обсудить экономические перспективы России, сошлись во мнении о том, что иного пути, как реализовать курс на её новую высокотехнологическую индустриализацию, у страны нет.
Форум, организованный на площадке Вольного экономического общества (ВЭО) России в формате Абалкинских чтений, собрал в Москве несколько десятков ведущих специалистов страны: вместе они искали ответы на вопросы о том, как создать крепкую базу для развития внутреннего рынка, пройти этапы реиндустриализации и плавно перейти в фазу постиндустриального развития. Президент ВЭО России Гавриил Попов без обиняков заявил, что «у России есть будущее, но при условии, что произойдёт формирование новых научных и прикладных секторов, которые будут иметь спрос на мировых рынках». И добавил, что «необходимо от развития промышленности переходить к развитию научно-технических отраслей, к новым научным идеям».
Каковы основные пути и механизмы реиндустриализации? Как проделать этот нелёгкий путь, не потеряв былых достижений? Кто должен непосредственно участвовать в этом процессе? На эти и другие сложные вопросы как раз и были призваны ответить ряд докладов и выступлений участников круглого стола.
«Реализация курса на новую высокотехнологическую индустриализацию требует создания конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности и адекватной современным требованиям научно-технической базы», – так в основном докладе чтений охарактеризовал задачу вице-президент ВЭО РФ, президент межрегиональной Санкт-Петербурга и Ленинградской области общественной организации ВЭО директор Института нового индустриального развития Сергей Бодрунов. И убедительно доказал, что другого пути действительно нет.
– Динамика российской экономики этого года крайне негативная – мы из квартала в квартал «падаем», – констатировал он. – Ситуация такова, что её модно называть известным термином «околонуля»: мы входим в рецессию. Причём суммарный «околонулевой» показатель экономики на самом деле получен лишь за счёт ненулевого в сфере добычи полезных ископаемых».
Что делать? На этот извечный вопрос тоже есть ответ. «Главной цельюдолжно стать восстановление роли и места промышленности в экономике страны в качестве её базы на основе нового, передового технологического уклада», – считает вице-президент ВЭО России. При этом трезво оценивая нынешнее состояние российской экономики, Сергей Бодрунов уверен: несмотря на масштабы задач и наличие рисков, Россия может достигнуть целей реиндустриализации.
За счёт чего?
По его мнению, у нас всё ещё есть достаточно крепкие заделы в ряде отраслей (атомной энергетике, космонавтике, оборонке и т.д.). Кроме того, существует возможность «технологического скачка» – его реально сделать через приобретение контрольных пакетов акций, выкуп технологий и т.п. И если правильно расставить приоритеты, рассчитать возможности и грамотно учесть ограничения и риски, добиться прогресса можно.
Правда, для этого надо решить финансовый вопрос. Если объём инвестиций в реиндустриализацию в 2015 году должен составить 25% от ВВП, то, с учётом прогноза Минэкономразвития, требуется увеличить финансирование реального сектора экономики до 20 трлн. рублей. А поскольку, согласно утверждённой правительством в конце декабря 2012 года государственной программе «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» объём финансирования в период до 2020 года – в среднем на год – составляет около 440 млрд. рублей, речь должна идти об увеличении финансирования на порядок.
Для этого директор ИНИРа предлагает целый спектр мер, способных пополнить бюджет реиндустриализации. От cмягчения монетарной, бюджетной и фискальной политики и использования части накопленных государственных финансовых резервов и резервов крупных госкорпораций на нужды реиндустриализации – до снижения стоимости заёмного капитала для промышленности и использования возможностей международных финансовых организаций.
Однако «реиндустриализация в том виде, как мы это себе представляем, возможна только в модернизированной институциональной среде, поощряющей создание продукта и развитие производства, лояльной к индустрии и бизнесу», – считает известный экономист. По его мнению, основной движущей силой модернизации должен быть предприниматель. «Будет интерес предпринимателя в осуществлении своей деятельности на нашей Российской земле – состоится у нас и модернизация экономики», – уверен С. Бодрунов.
Согласны ли с ним другие экономисты? Юрий Якутин, вице-президент ВЭО России и научный руководитель ЗАО «Издательский дом «Экономическая газета», высказал мнение о том, что «необходима структурная перестройка экономики на основе инновационного возрождения промышленности и развития человеческого капитала». Член президиума ВЭО России и руководитель его Научно-технического совета Дмитрий Сорокин отметил, что у России есть реальная экономическая база, потенциал и возможности, которые можно использовать при разработке инновационных глобальных проектов. «На мой взгляд, сейчас у нас есть все возможности для того, чтобы начать эффективную реиндустриализацию, – заявил он. – Однако импульс к её началу может и должно дать государство. А бизнес, заинтересованный в этом, реиндустриализацию наверняка поддержит». «Учитывая нынешнее состояние экономики, промышленное развитие можно обеспечить только созданием систем на самых современных индустриальных технологиях», – считает Михаил Коробейников, вице-президент ВЭО России и член Совета по аграрной политике при председателе Совета Федерации РФ.
Схожие точки зрения на проблему высказали и ещё несколько выступающих. Причём порой они не только поддерживали основные выводы петербургского экономиста С. Бодрунова, но и предлагали конкретные меры, которые могут способствовать ускорению изменений в экономике. Например, Кирилл Тетерятников, советник президента-председателя правления ОАО «Банк Москвы», считает, что часть средств фонда национального благосостояния нужно передать системообразующим банкам для увеличения целевой доли инвестиционных продуктов в кредитном портфеле (сейчас она составляет 8%). «Полагаю, что необходимо законодательно ограничить и процентную ставку для инвестиционных кредитов, – сказал он. – Это нужно для того, чтобы обеспечить контроль за целевым использованием средств на закупку новых машин, технологий и оборудования».
Общий вывод, к которому пришли экономисты: Россия может сделать экономический рывок в будущее. Только вот времени на принятие нужных решений почти не осталось…