Сабетта сможет принимать танкеры-газовозы с осадкой в 17 метров
18 ноября 2013, 11:46 [«Аргументы Недели», Сергей Суровцев ]
Порт Сабетта, расположенный на Ямальском полуострове, призван стать важным узловым портом для Северного морского пути, подчёркивает руководитель пресс-службы губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Надежда Носкова.
«Если внимательно посмотреть на карту, то обнаружится, что в России на 10 тысяч километров северной береговой линии приходится только два узловых порта – Мурманск на западе и Петропавловск-Камчатский на востоке», - говорит Надежда Носкова.
Поскольку Тикси, Певек, Дудинку узловыми портами в настоящее время назвать нельзя, то ямальская Сабетта, находящаяся практически посередине между ними, призвана играть роль нового базового порта на Севморпути.
Согласно сообщению пресс-службы губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, в порт смогут заходить не только танкеры-газовозы, но и сухогрузы со строительными материалами, военные корабли и даже пассажирские лайнеры и туристические яхты.
Глубины Сабетты после проведения дноуглубительных работ позволят принимать крупнотоннажные океанские суда, такие, например, как танкеры-газовозы типа Suezmax усиленного ледового класса 1А с максимальной осадкой 17 метров.
«Возможности нового морского порта намного шире. Сабетта может использоваться для разного рода грузоперевозок, обеспечивая потребности соседних регионов в экспорте. Как многофункциональный терминал, открывающий всем территориям России ворота Северного морского пути в Азию, Европу и Америку», - отмечает губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин. – «При этом экспорт и импорт происходят по самому кратчайшему, экономически эффективному и безопасному пути. Для всей страны - это новые возможности раскрыть дополнительные ресурсы для достижения стратегических государственных задач в Арктике».
Более того, по словам руководителя пресс-службы Ямало-Ненецкого автономного округа, сейчас в Сабетте строится аэродром, предназначенный для приёма всех типов самолетов, а в самом округе началась подготовка к строительству Северного широтного хода. Это новая железная дорога, которая должна связать воедино западную и восточную части Ямало-Ненецкого автономного округа.
Реализация проекта «Северный широтный ход» даст возможность прямого доступа к порту Сабетта до 30 млн тонн грузов в год не только с Урала, но и со всей страны.
Создаваемые на территории Ямала производственные мощности и транспортная инфраструктура уже в ближайшее десятилетие будут способны увеличить объём грузоперевозок по Северному морскому пути в 30 раз, полагают эксперты.
Маршрут Северного широтного хода проляжет по следующим узловым железнодорожным станциям: Станция Обская-2 – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево. Широтный ход, по словам Надежды Носковой, это всего лишь недостающее звено протяжённостью 700 километров железнодорожного полотна.
«Но эти 700 километров свяжут Ямал с Уралом и Северо-Западом России. А в перспективе обеспечат вывод транспортной системы России к Северному морскому пути – через полуостров Ямал, Бованенково к Сабетте», - подчёркивает Надежда Петровна. Таким образом через новый ямальский порт будет обеспечена доставка грузов по арктическому контуру материка и на запад, и на восток, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Если построим эту дорогу и подведем её к морскому порту Сабетта, то он превратится в полноценный многофункциональный узел Севморпути. В этом коридоре может использоваться ежедневный проход для экспорта газа Ямала, зерна Сибири, металла Урала, угля Кузбасса, нефтепродуктов, произведённых в Татарстане и Башкортостане. Не стоит забывать, что на Ямал выходит ещё и Северная железная дорога, идущая с запада России, через республику Коми», - замечает Дмитрий Кобылкин. – «Очень многие регионы, не имеющие выхода к Арктике, получат устойчивый северный путь доставки».
Прогнозируемый экспертами объём грузов, которые будут перенаправлены на Северный широтный ход, составит к 2017 году 11 млн тонн.