Сорок государственных программ, принятых правительством в 2012-2013 году, ставших основой проекта бюджета на 2014-2016 годы придется срочно переписывать, предупреждает глава Счетной палаты России Татьяна Голикова.
Эти программы охватывают всю жизнь страны – от развития электроэнергетики и строительства самолетов до внутреннего туризма, уточнила она «Российской газете».
«К сожалению, - добавила Голикова, - сегодня это утвержденные программы, но их параметры не соответствуют проекту бюджета. И предстоит серьезная работа по их пересмотру не просто с точки зрения бюджетных ассигнований, закладываемых на их реализацию, а что более важно - четкого соответствия приоритетам, заложенным в стратегических документах».
«Традиционной системе пока трудно воспринять новый, принципиально другой подход к формированию бюджета через госпрограммы, - объяснила глава СП. - А ведь идея простая. Есть долгосрочные и среднесрочные документы государства: Концепция социально- экономического развития страны до 2020 года, основные направления деятельности правительства до 2018 года. Там обозначены приоритеты, показатели, задан тренд на этот период. Программы и должны были стать инструментом реализации этих приоритетов. А бюджетные деньги тем механизмом, который помогает реализовывать цели программы».
Этого в написанных госпрограммах не получилось. «Взять любую программу. Абсолютно любую, в любой сфере: ни показатели не соответствуют программным документам правительства, ни деньги не соответствуют бюджету, ни цели, которые заявлены в этих программах, реалиям. Я даже не говорю про показатели, которые заданы в указах президента от 7 мая 2012 года, к сожалению, они тоже в значительной части не корреспондируются с программами», - объяснила Голикова.
С ее точки зрения, так случилось потому, что в 2012 году первые госпрограммы принимались на подъеме в хорошем смысле этого слова, мол, все решаемо. «Наверное, - рассуждает она, - казалось, что можно найти в бюджете те объемы ресурсов, которые сегодня в эти программы заложены. Никто из министров не обращал внимания на министерство финансов, которое и громко, и тихо, но всегда напоминало, что этих денег нет и не будет».
А в результате «буквально на днях пришло поручение премьера до 1 февраля 2014 года все госпрограммы привести в соответствие с бюджетом».
От многого, предупреждает Голикова, придется отказаться. И тут есть опасность: «можно деньги по программам размазать - по три копейки на каждую».
И тогда, настаивает глава СП, «и результата не получить, и на приоритеты, которые заявлены, не выйти. И такая тенденция уже наметилась. В ряде министерств многие настроены на формальный секвестр. Я говорила с Шуваловым (вице-премьер правительства, ответственный за экономику и финансы) про это. И, насколько я поняла, он не хочет таким образом сводить госпрограммы с бюджетом, утрачивая ключевой смысл: программы - инструменты реализации заявленной политики в той или иной сфере деятельности».
Параметры бюджета по исполнению 2013 года будут не такими, как планировалось, уверена она.
«Как это отразится на бюджете 2014 года, сейчас сказать сложно… Все-таки бюджет - это не перспектива и не прогноз, вот он сегодня такой, а завтра он не сбылся. Бюджет - это документ: сколько доходов и источников спланировано, такой объем расходов надо исполнить, чтобы не допустить секвестра», - рассуждает Голикова.
Напомнив, что делать работу над ошибками в госпограммах придется на основе положений, составленных президиумом экономического совета при президенте, недавняя советница главы государства утешила: «В президиуме представлены и эксперты, и члены правительства, и администрация президента. Его возглавляет президент страны. А это значит, что предстоит поиск консенсуса в самых сложных вопросах развития экономики и консолидированное принятие решений. Что касается нестандартности, знаете, мы никогда не были стандартной страной. Поэтому нестандартность в решениях, думаю, точно будет обеспечена».