Таганрогский металлургический завод, входящий в Трубную металлургическую компанию, прекратил производство стали мартеновским способом, закрыв свою последнюю действующую мартеновскую печь. Производство стали в мартеновских печах велось с момента основания завода - с 1897 года. На этой неделе сталеплавильная печь №5 «Тагмета» произвела последнюю плавку стали. Непосредственно эта печь прослужила 81 год.
«Это для нас торжественный и одновременно грустный момент. Ведь мартеновское производство - это такой тяжёлый физический труд. Но на смену этому приходит самое современное оборудование. Летом мы запустили современную дуговую сталеплавильную печь, на которой можно работать эффективнее. Если на мартеновской печи плавка длится девять часов, то в электрической процесс занимает час, и там – полная автоматизация, при которой люди не участвуют в подходах к горячему металлу», - рассказал журналистам генеральный директор ТМК Александр Ширяев.
Напомним, в августе президент России Владимир Путин, который в тот момент находился в Ростове-на-Дону с рабочим визитом, в режиме телемоста принял участие в церемонии запуска в эксплуатацию дуговой электросталеплавильной печи на ОАО «Таганрогский металлургический завод». Президент поблагодарил работников ТМК за масштабную модернизацию металлургических предприятий, и введение новых мощностей, подчеркнув, что металлургия является одной из базовых отраслей экономики страны.
По мнению экспертов, внедрение новых технологий на «Тагмете» позволит снизить техногенное воздействие на окружающую среду. Предполагается, что общий выброс загрязняющих веществ в атмосферу в целом по предприятию снизится, примерно, на 50%.
Напомним, при производстве в мартеновских печах металлургических или машиностроительных заводов литой стали заданного химического состава металл получался путём окислительной плавки загруженных в печь железосодержащих материалов - чугуна, стального лома, железной руды и флюсов в результате сложных физико-химических процессов взаимодействия между металлом, шлаком и газовой средой печи.
Благодаря преимуществам, которыми мартеновский процесс отличался от других способов массового получения стали (большая гибкость и возможность применять его при любых масштабах производства, менее строгие требования к исходным материалам, относительная простота контроля и управления ходом плавки, высокое качество и широкий ассортимент выплавляемой стали), в конце 19 века и всей 1-й половины 20 века он был основным сталеплавильным процессом.
Однако в связи с бурным развитием в 60-х годах 20 века кислородно-конвертерного производства строительство мартеновских цехов практически прекратилось, и относительная доля мартеновской стали непрерывно стала уменьшаться.