Аргументы Недели → Экономика

Удержатся ли госкорпорации, чтобы не разворовать ФНБ?

, 10:47

Президент России Путин принял в Ново-Огарево высокопоставленных чиновников и руководителей госкорпораций, претендующих на средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Фонд нужен на случай кризиса. Для подстраховки пенсионной системы. По мнению правительства, сейчас на дворе стагнация. Кризиса пока нет. Но это не повод сидеть сложа руки. Идея освоения части ФНБ, через развитие инфраструктуры страны начала воплощаться в жизнь.

По возвращении в Кремль на третий срок Путин в попытке оживить экономику разрешил израсходовать в России 40% ФНБ - около 1,1 триллиона рублей. С учетом 670 миллиардов рублей, уже вложенных в крупнейшие банки и компании после кризиса 2008 года через депозит во Внешэкономбанке, президент отписал оставшиеся 450 миллиардов рублей на одну автомобильную и две железные дороги. Однако позже один из этих проектов положили под сукно, и за высвободившимися 150 миллиардами рублей в среду выстроилась очередь, сообщает Рейтер.

"Мы уже договорились инвестировать часть фонда в крупные транспортные проекты, такие как модернизация "Транссиба" и БАМа, строительство Центральной кольцевой автодороги. Сегодня поговорим об этом, о возможных каких-то других вариантах использования", - сказал Путин, открывая совещание по использованию средств ФНБ.

Он напомнил, что объем ФНБ на 1 ноября составил 2,845 триллиона рублей, а действующее законодательство позволяет инвестировать до 40% его средств. "Конечно, нельзя забывать о реализации таких важнейших проектов, которые мы обсуждали в ходе отдельных совещаний. Прежде всего, имею в виду развитие Московского авиационного узла, укрепление потенциала Сибири и Дальнего Востока и так далее", - приводит слова президента Прайм.

Путин подчеркнул, что портфель инфраструктурных проектов подготовил Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). "Интерес к ним проявляют крупные частные структуры, в том числе иностранные. Они готовы выступать в качестве соинвесторов", - заявил глава государства, пояснив, что речь идет о внедрении энергоэффективных и информационных технологий, о строительстве морских портов и автодорог.

"Отмечу, что Российский фонд прямых инвестиций уже привлек в совместные инвестиционные фонды порядка 9 миллиардов долларов иностранного капитала. В целом это очень хороший показатель эффективности работы. Полагаю, что эти средства могут стать приличным подспорьем для инвестиций Фонда национального благосостояния", - сказал президент.

"Прежде чем мы перейдем к обсуждению этих вопросов, хочу напомнить, что эти деньги, средства о которых мы говорим, - это деньги наших налогоплательщиков, это народное достояние, и использовать их нужно очень и очень осторожно – по-хозяйски. И очень рассчитываю, что такие решения сегодня будут не только обсуждены, но и мы придем к согласованным предложениям, - обратился он к присутствующим и далее пояснил, - Вместе с Резервным фондом ФНБ является подушкой безопасности для российской экономики, социальной сферы, финансовой системы. И эта основная, базовая роль, безусловно, должна быть сохранена. Те, кто полагают, что мы можем позволить себе целиком и полностью израсходовать этот фонд, глубоко заблуждаются. Это делать нецелесообразно".

Стало ясно, что речь пойдет только о 150 миллиардах, и новых денег пока не будет, хотя на заседании раздавались предложения не ограничиваться объявленными 40 процентами. Ведь аппетиты монополистов, столкнувшихся с заморозкой тарифов и сокращением бюджетных расходов от этого не уменьшились.

"У нас появляются 150 миллиардов для того, чтобы другие проекты включить в финансирование. Эти средства могут быть, в том числе, потрачены и на обеспечение инфраструктуры московского авиационного узла, взлетно-посадочные полосы в Домодедово и Шереметьево", - сказал первый вице-премьер Игорь Шувалов журналистам после совещания.

Сегодня министерства докладывали о привлекательных проектах, которые можно впоследствии финансировать за счет средств ФНБ. В ближайшие 2-3 недели мы будем готовы уже этот перечень, сузив, окончательно представить президенту".

Шувалов подтвердил, что Путину предлагали выделить еще денег из ФНБ на инфраструктуру, но он отказался. "Сегодня звучали предложения о возможности увеличения до 50-60%, тем не менее президент принял решение, что 40% - это тот предел, до которого правительство должно работать и за эти рамки не выходить", - сказал Шувалов.

На 150 миллиардов рублей, которые власти хотят поделить за три недели, претендуют, по меньшей мере, несколько крупных лоббистов. Минэкономики требует 100 миллиардов рублей на малый бизнес, электросетевой госхолдинг Россети хочет более 200 миллиардов рублей на свои инвестпрограммы.

После совещания Шувалов подтвердил планы по размещению средств ФНБ через РФПИ. "У них хорошо получается, наработан значительный опыт, т.е. когда к средствам ФНБ добавляются средства иностранных инвесторов", — сказал он.

Большую заявку сформировало Минэнерго — 252,2 миллиарда рублей для "Россетей" и "Русгидро" в 2014-2020 годах. Основная часть этой суммы приходится на проекты "Россетей" — 216,9 миллиарда рублей.

О намерении попробовать побороться за "народные деньги" ранее заявляли добывающие компании. Так, гендиректор ООО "Тувинская энергетическая промышленная корпорация" (ТЭПК) Руслан Байсаров в середине октября сообщил о переговорах по привлечению средств ФНБ на проект освоения Элегестского каменноугольного месторождения в Тыве, который оценивается в 217 миллиардов рублей — 25% суммы будут составлять средства ТЭПК, а 75% планируется привлечь у инвесторов.

В середине октября Внешэкономбанк и "Мечел" подписали соглашение о проектном финансировании Эльгинского угольного месторождения в Якутии на сумму 2,654 миллиарда долларов. Представитель "Мечела" не смог оперативно ответить, будет ли компания обращаться в ФНБ за финансовой поддержкой этого проекта, сообщает Рейтер.

Шувалов заявил, что правительство не намерено отказываться от проекта ВСМ, - "Никто не закрывает этот проект. Единственное что – дано поручение дополнительно проработать финансово-экономическое обоснование этого проекта. Когда будет точно понятно, сколько этот проект стоит, в какие сроки денежные средства могут возвратиться – только после этого мы будем возвращаться к вопросу о его финансировании".

Он пояснил, что проекты будут отбираться по мере их готовности. "Все зависит от того, насколько они будут подготовлены, насколько будут реально подтверждены гарантией возвратности средств. Если это произойдет - тогда могут быть направлены средства и на взлетно-посадочные полосы и сопутствующую инфраструктуру в "Домодедово" и "Шереметьево", - сказал Шувалов.
"По этим проектам президент дал поручение правительству вместе с администрацией список проработать. Этот перечень проектов не должен быть расширительным, он должен быть четко просчитан, и не должно быть ощущения, что он может до бесконечности расширяться. В течение ближайших недель перечень будет представлен главе государства. Правительство, доработав этот перечень, вновь представит его президенту для обсуждения", - приводит слова первого вице-премьера Прайм.

"Думаю, в ближайшие 2-3 недели", - сказал журналистам Шувалов, отвечая на вопрос, сколько для этого понадобится времени.
"Проекты "Росатома" также обсуждались, но это особенные проекты, поскольку они создают много добавленной стоимости и загрузки для отечественных мощностей, но проекты эти для строительства мощностей за рубежом. Поэтому здесь нужно дополнительно подумать, президент поручил правительству эту работу провести", - сообщил Шувалов.

По словам вице-премьера, глава "Росатома" Сергей Кириенко на совещании просил предоставить ему возможность конкурировать с другими проектами в перечне претендентов на инвестиции из средств ФНБ. "Такие поручения даны", - добавил Шувалов.
При этом, по словам первого вице-премьера, правительство не рассчитывает, что проекты, финансируемые из ФНБ, станут "точками роста" российской экономики. "Скорее это проекты, которые должны существенным образом изменить инфраструктуру страны – физическую инфраструктуру. Это транспортная инфраструктура, энергетическая инфраструктура", - пояснил он.
Главным же вопросом остается контроль над расходованием средств ФНБ, чтобы застраховаться от рисков невозврата. "Чтобы эти средства расходовались эффективно, без воровства", — пояснил Шувалов и внушил тревогу.

И стало понятно, что точек роста в экономике России пока не предвидится. Дело не в точках, а в принципах самого распределения средств и контроле. Главное, чтобы деньги были правильно освоены, а не присвоены.

Но сумеют ли корпорации не разворовать средства ФНБ? Обеспечить возврат инвестиций? Чтобы не оставить в обозримом будущем страну без инфраструктуры, а людей без пенсий. Чтобы не было потом мучительно больно за бесцельно прожитое народное благосостояние. А то, намерения как всегда правильные. Благие. Приступаем к раздаче. А после - хоть трава не расти.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram