Аргументы Недели → Экономика № 43(385) от 07.11.2013

Россия: нужна смена парадигмы развития

, 17:15

ХХI век принёс человечеству не только смену тысячелетий, но, что гораздо важнее, он широко открыл двери глобализации всех процессов, включая экономику. В условиях глобализации наиболее очевидной становится аксиома – побеждает сильнейший. И это в полной мере относится к существующим государствам. Россия, к сожалению, встретила эти изменения с наислабейших позиций. Политический хаос, деградация экономики, вырождение воли политической элиты, отсутствие всяких ориентиров развития общества. Как следствие – развал государства и два последующих десятилетия медленного угасания великой державы.

Со времён царя Петра I Россия проводила последовательную политику продвижения на Запад путём неимоверных усилий, огромных людских потерь и последующего перекачивания ресурсов русского Востока для преимущественного развития западной части страны. Среди царей яркими представителями этого курса были помимо Петра I Екатерина II, Александр I, Александр II, из генсеков – Сталин с его теорией социалистического лагеря.

Были обескровлены восточные регионы России, которые в течение всего этого времени выступали донорами такой политики. Мы нажили бесчисленное количество врагов в Европе. На полях сражений лежат кости десятков миллионов русских солдат.

В последнее десятилетие ХХ века мы потеряли всё, что неимоверными усилиями приобрели на западном направлении. Причём потеряли не по воле внешнего врага или войны, а вследствие собственного разложения. Народ так устал от правления абсолютных монархов, потом от «руководящей и направляющей» партии, такой же абсолютной власти генеральных секретарей, от одних и тех же лиц в государственном аппарате, что и в 1917 г., и в 1991 г. даже не стал сопротивляться не только смене политического режима, но и слому самого государства. Вот цена застоя, несменяемости власти и низкого качества управления. Осталась материковая Россия – изношенная, неблагоустроенная, с уполовиненным населением, слабая. Но у России ещё имеются её главные ресурсы – огромные территории на Востоке страны и гигантские запасы природных ресурсов.

Россия как государство существует чуть больше тысячелетия, и за этот период она была четырежды на грани распада. Трижды наше государство возрождалось и становилось вновь мощнейшей державой. Что делать дальше?

Наш ответ однозначен: надо возрождать Россию. Как бы это трудно ни было. Как я уже сказал, у нас остались два мощнейших фактора, на которые можно опереться в возрождении России, – огромная территория и природные ресурсы.

Территория

На Востоке страны лежит целый континент – далёкая, но богатая земля Сибири и Дальнего Востока. В отличие от других окраинных районов России, например Кавказа, эта земля заселена преимущественно русскими, здесь отсутствуют терроризм, сепаратизм и т.п. Уже сегодня этот двадцатимиллионный край формирует 52% доходной части российского бюджета, финансирует абсолютно все мегапроекты, осуществляемые ныне (Сочи и т. д.).

Мысль о том, что восточные территории России нужно сделать опорными, мы уже высказывали в «Аргументах недели» от 15 декабря 2011 года. Да, центр тяжести экономической политики переместится на Восток, но потенциал России от этого многократно возрастёт. На западе что потеряно, то ушло, и не надо больше страдать. Надо быстро, жёстко и планомерно осваивать восточные районы России.

Освоение Востока невозможно без смены парадигмы в отношении приоритетов развития. Не Европа, а Азия должна стать главным вектором во внешнеполитической и внешнеэкономической ориентации России. Мы четыре века стремились на Запад, нас там так и не приняли и не примут. Надо отбросить иллюзии. Сейчас Запад проводит чёткую и последовательную политику вытеснения России на задворки Европы. Это видно как в политике, так и в экономике. Пресловутая теория «золотого миллиарда» была и остаётся. Блок НАТО сохранён как главный инструмент военно-политического давления на Россию. Чем слабее Россия, тем массированнее это давление. Сегодня из-под влияния России уходят уже исконно русские территории.

В России сложилось довольно мощное прозападное лобби, которое инициирует постоянные публикации об угрозе с Востока, внушает мысль об агрессивности Китая и обосновывает возможность возрождения России только с опорой на Запад.

Сложилась парадоксальная ситуация: на словах ратуют за развитие отношений с Китаем, а на деле реальных усилий практически не предпринимается. Это проявляется в том числе и в замедленном развитии Сибири и Дальнего Востока. Народившийся российский олигархат целиком и полностью отдал себя Западу (а отнюдь не России): у них там семьи, дома, яхты. Они вывозят туда всю прибыль, полученную в России, а зачастую и амортизацию. Чтобы заслужить доверие у населения европейских стран, вкладываются огромные средства в инфраструктуру этих стран (спортклубы, дворцы, музеи и т.д.). А источник их баснословных сверхдоходов – по-прежнему Россия. Прозападные олигархи будут всеми методами сопротивляться переориентации курса на восточное направление.

Государству следует вернуть былую силу воли, ибо на кону глобальные интересы России, её существование как одной из мощнейших держав мира. Запад абсолютно не заинтересован в сильной России и сделает всё, чтобы в последующем лишить её главного ресурса – огромной территории. Украину уже фактически откололи от России. Это пример для тех, кто всё ещё сомневается. Можно найти примеры из более старых времён. Ведь православная Византия, просуществовавшая тысячу лет, была уничтожена не без помощи крестоносцев-католиков.

Нас всё время поучают на разных форумах, диктуют свои моральные и этические принципы, которые зачастую расходятся с нашими. Чего только стоит навязанный нам мораторий на смертную казнь серийных убийц, педофилов, изменников Родины. В экономике добиваются демонтажа наших крупнейших предприятий с целью их окончательного удушения. Пример – последовательная политика ЕС, направленная на раздробление «Газпрома». Если не встанем крепко на ноги, в перспективе нас ждёт участь Югославии: раздробили государство, да ещё и судят его бывших руководителей в Гаагском трибунале. Осуществлён откровенный геноцид сербского народа.

Переориентация на Восток потребует пересмотра всей геополитики России, в том числе и её экономических аспектов. В Азии сейчас четыре мощных экономики: Китай, Япония, Индия и Южная Корея. Именно с ними в первую очередь и нужно развернуть широкомасштабное сотрудничество.

По нашему мнению, здесь нужно выйти на новый уровень экономических отношений. Целесообразно было бы с КНР и Японией заключить договоры о совместных проектах на сумму не менее триллиона долларов США с каждой. В первую очередь – это инфраструктурные проекты. Нужны скоростная трансконтинентальная железная дорога, многополосные автобаны. Несколько таких дорог проложить с Севера Сибири до Юга Китая. Инфраструктурные проекты можно осуществлять на правах долевой собственности, и не надо бояться, что дороги или предприятия будут принадлежать иностранному капиталу. Это общемировая практика. Дороги, связь, жилищное строительство – это всё можно сделать гораздо эффективнее, сотрудничая с Китаем. Мы считаем, именно китайцы с их уникальным опытом строительства железной дороги в Тибете могли бы построить нам новый, скоростной Транссиб. Китаю будет выгоднее вложить свободные средства в свою собственность в Сибири и на Дальнем Востоке, чем держать их в американских ценных бумагах.

Для того чтобы привлечь зарубежный капитал, надо пойти на предоставление существенных преференций для зарубежных компаний. Ведь эти компании построят предприятия на нашей территории, будут платить налоги и осваивать нашу территорию, и наконец, на них будут заняты наши люди. Наш капиталист – не меньший хищник, чем зарубежный, идёт на всё для максимизации своих доходов и вывозит их из страны. К примеру, печально известный Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат – от него получили всё что можно и бросили. Внутри завода сейчас страшно находиться, а у населения моногорода – никаких перспектив.

Необходимо разрабатывать программы-ориентиры развития России. В глобальной экономике мы должны найти свою специализацию, исходя из наших естественных преимуществ. Через 20 лет – перерабатывать у себя всю нефть и весь газ, производить около 6–8 млн. автомобилей, выпускать основные виды авиалайнеров, выращивать злаковые не менее 1–1,5 тонн на человека, строить не менее 1–1,5 кв. м жилья на человека в год.

Для достижения этих целей надо всемерно благоустраивать огромную территорию России, повышать качество жизни граждан, развивать внутренний рынок. Надо поставить барьеры зарубежному импорту (в ширпотребе и т.д.) и массово налаживать собственное производство. Страна большая и рынок большой. Нужна политика здорового протекционизма.

Проблемным остаётся наше участие в ВТО. Нулевые результаты развития 2013 г. – наглядное тому подтверждение. Наши основные экспортные статьи (нефть, газ и т.д.) не подпадают под регулирование норм ВТО, а то, что российские предприятия вытеснены с внутреннего рынка – это факт. Если ВТО и дальше будет препятствовать развитию российской экономики, надо выйти из неё.

Последние 20 лет нам постоянно навязывают свои теории так называемые либеральные экономисты-западники, причём поверхностно обоснованные (яркий пример – реформа электроэнергетики). Жизнь показала, куда завели эти теории, осуществлённые на практике. По параметрам физического производства за 23 года мы так и не вышли на уровень 1990 года. За это время Китай усилился в четыре раза. Ещё раз подчёркиваю: пора перейти к своей, национальной политике и сформировать чёткую доктрину развития экономики на 20 лет.

Природные ресурсы

Общеизвестно, что в настоящее время основой экономики России являются отрасли, добывающие и экспортирующие природные ресурсы, однако эффективность их достаточно низка. Поэтому дальнейшее развитие экономики возможно только при целенаправленных действиях по углублению переработки этих ресурсов. Надо сделать ставку не на первичную, а на вторичную и последующие стадии переработки наших ресурсов. Лес при переработке – целлюлоза, бумага, мебель; газ, нефть – нефте- и газопродукты; руда – металлопрокат, метизы и т.п. Китай, Япония, Корея – наши естественные партнёры в таком разделении труда, и транспортные потоки «Север-Юг» будут полностью загружены.

Наш товарооборот с Китаем составляет около 80 млрд. долл. США в год. В ближайшие 5–10 лет его намечено довести до 200 миллиардов. Но и это, по нашему мнению, не предел. Можно выйти и на 300–400 млрд. долл. товарооборота. Если этот показатель поставить в качестве ориентира, а он вполне реальный, то его можно достигнуть только через кооперацию. В предыдущих публикациях нами предлагалось включаться уже не просто в торговые отношения с Китаем, а в более сложные – кооперационные.

Китай – плановое государство. Мы тоже были плановым государством. Я предлагаю вернуть элементы планирования во взаимоотношениях двух государств. А через плановое начало ввести кооперационные отношения в промышленном сотрудничестве с Китаем, т.е. завязывать предприятия с предприятиями, предлагать поузловую специализацию, развивать совместное производство. Например, совместное самолётостроение. «Аэробус» производит объединённая Европа. Почему бы и нам с Китаем так не развернуться?! В России имеются огромные заделы (мощные КБ и т.д.). Взаимными усилиями наши страны могут быстро наладить совместное производство, имея огромный общий рынок сбыта.

И Россия, и Китай нуждаются в производстве высокоточных станков. Их сейчас делают Япония, Европа и Америка. У Советского Союза была мощнейшая база по производству станков. Она частично утрачена, частично устарела, но ещё не окончательно. Нам сейчас просто необходимо объединиться с Китаем и совместно производить новые модели станков. Что значит создать новый высокоточный и высокопроизводительный станок? Это значит обеспечить возможности для производства продукции по новейшим технологиям, которые будут актуальны, как минимум, через 10 лет. Это именно те высокоорганизованные производства, которые нужны и нам, и Китаю: самолёты, корабли, железнодорожные локомотивы, космические аппараты и т.п.

Хотелось бы ещё раз подчеркнуть: не торговый обмен – штука на штуку, а совместное производство на кооперационных началах – стратегический курс наших взаимоотношений с Китаем. Если мы будем объединяться на такой основе, то сможем достичь искомых сумм товарооборота. Китай торгует с Америкой с огромным профицитом, и американцы в любой момент могут ограничить поставки китайских товаров на свой рынок, этой угрозой добиваясь размещения свободных валютных средств Китая в американские ценные бумаги. Сотрудничество Китая с Россией могло бы строиться на принципиально новой, взаимовыгодной основе.

Период недоверия между нашими странами прошёл. Китай – большая страна с самым большим количеством населения, Россия – огромная страна с самой большой территорией и самым большим запасом сырья, из этого со временем может возникнуть могучий союз. Пример такого сотрудничества в мире уже есть – это взаимодополняющие соседские экономики США и Канады.

У Китая нет к нам барственного, снисходительного отношения, как у стран Запада. И не надо бояться допускать китайцев к управлению совместными предприятиями, к бухгалтерской отчётности. Что там скрывать? Мы не перестаём зазывать французские, немецкие, американские фирмы, а китайцев боимся! Почему считается, что французская фирма или немецкая может к нам приходить, а китайская – нет? Что значит внешний инвестор – китайский он или западный? Он рискует своими немалыми деньгами, он строит, например, предприятие, которое не сможет увезти с собой. Поэтому он вправе требовать реального участия в управлении предприятием, построенным на его деньги.

Естественно, что образованию союза России и Китая будут яростно сопротивляться США и ЕС, потому что этот союз станет серьёзным противовесом политической и экономической гегемонии Запада.

Усиление Китая неизбежно ведёт к потере веса Европы. Европа была вторым экономическим центром после Америки, а сейчас Китай вытеснил Европу с этого места. И если и дальше будет происходить усиление Китая, это задвинет уже США на вторую линию с точки зрения экономического и политического потенциала, а значит, и мирового влияния. При этом развиваться Китай будет не только экономически, но и интеллектуально. Это опять отодвигает Запад с передовых позиций, и с этой точки зрения он будет всячески стараться ограничивать Китай, не давать ему возможности создать союз с Россией. Запад будет и Россию настраивать на конфликты с Китаем, будет создавать политические и экономические ловушки, совершать провокации или делать какие-то подачки. Подкупами и заигрываниями формируется целый слой интеллектуалов, сеющих недоверие между Россией и Китаем.

Поэтому важно понять, что мы гораздо больше в выигрыше, когда дружим с Китаем. Ведь когда в 60-е годы прошлого века отношения между Советским Союзом и Китаем ухудшились, западные страны не скрывали своей радости. И сегодня нас пытаются поссорить, используя для этого подконтрольные Западу российские СМИ. Автор достаточно хорошо знает Китай и уверен – у него нет претензий к нам, по крайней мере на официальном уровне. А вот высказывание госпожи Олбрайт о том, что надо поделиться с Западом ресурсами Сибири – угроза конкретная. Так называемая жёлтая опасность – это специально созданная фобия, с помощью которой пытаются управлять нашими отношениями с Китаем, влиять на них. А фобии – это эффективный инструмент организационного оружия, которое используется для того, чтобы не допустить нашего эффективного взаимодействия с Китаем, в том числе и по возрождению Дальнего Востока и Сибири.

Теперь о Японии, в лице которой мы должны получить также доброго соседа и надёжного (без капризов) экономического партнёра. При рассмотрении вопросов сотрудничества с этой страной неизбежно встаёт проблема «северных территорий». Эта проблема в наших отношениях давно зашла в тупик. Но решать её надо. Как?

Предлагаем это сделать через торговую сделку, выведя её из сферы политики. Красиво было бы за рубль продать острова в надежде на широкомасштабное сотрудничество. Прагматичнее – продать их на основе рыночной цены (предположим, за 200–250 млрд. долл. США) при условии, что эти средства Япония вкладывает в течение 5–7 лет в программу развития Сибири и Дальнего Востока, которая сейчас не имеет достаточного финансирования. И только после этого провести фактическую передачу островов. На наш взгляд, и Японии это будет выгодно – иметь реальные территории в отличие от американских ценных бумаг (которые в любой момент могут оказаться фантиками). Всем, кто сейчас меня начнёт обвинять в предательстве, я скажу: «А где вы были в начале девяностых, когда раздавались российские земли под песни и танцы тогдашнего президента? Или что вы скажете через 20 лет, если мы сейчас Россию не поднимем?» Можем оказаться и без спорных территорий, и без платы за них.

Нерешённость территориального спора с Японией сейчас выгодна США и Европе, ибо сдерживает сближение России и Японии.

Для изыскания финансовых ресурсов ускоренного подъёма экономики России надо использовать все рычаги, вплоть до сдачи части земель в концессию или аренду, например, таких как остров Врангель или часть Новосибирских островов, Северной Земли. Таким образом можно подключить и Китай, и Японию к интенсивному освоению Северного морского пути, а также северных территорий Сибири и шельфа Северного Ледовитого океана.

Людские ресурсы

Крупномасштабное восстановление потенциала России невозможно без дополнительного привлечения в большом количестве рабочей силы. Вообще многочисленное население и высокая рождаемость на протяжении веков были третьим важнейшим ресурсом России. Именно огромные людские ресурсы (при наличии других факторов) помогли нам сломать хребет крупнейшим завоевателям последних столетий Наполеону и Гитлеру.

Сегодня мы должны поставить цель – восстановить народонаселение России. Через сто лет оно может и должно быть удвоено (300 млн. чел.). А в ближайшие годы целесообразно завозить рабочую силу в количестве 40–50 млн. человек, а в перспективе и более (недавно опубликованы цифры, показывающие, что в полуторамиллиардном Китае работает около 40 млн. мигрантов, в т.ч. около 300 тыс. русских, украинцев, белорусов). Это позволит обеспечить новые рабочие места, кроме того, даст дополнительный источник дохода, поскольку рабочая сила мигрантов приносит и прибавочный продукт, который остаётся на территории страны. Кроме того, иммигранты выплачивают социальный и подоходный налоги. Эти средства надо сделать базовыми для проведения активной демографической политики и перечислять в специальный фонд. Но, чтобы не было той дикости, которая творится в настоящее время с мигрантами в России, необходимо принять чёткие, ясные и понятные миграционные законы. Такие законы давно уже действуют в разных странах, надо только грамотно перенять их и уметь ими пользоваться. И конечно, надо отказаться от той незрелой миграционной политики, которая проводится сейчас.

Основным источником мигрантов также могут стать страны Азии. Под крупномасштабные проекты совместно с Китаем, Японией, Кореей надо разрешить им сразу же завозить рабочую силу, соблюдая древнее правило об опасности расселения мигрантов в приграничных районах.

Надо принять закон об автоматическом предоставлении гражданства России для русских из ближнего и дальнего зарубежья, создать действенные фонды для их переселения и поддержки. Кроме того, необходимо по упрощённой схеме предоставлять гражданство иностранцам, обладающим высокой квалификацией. Ещё в Древнем Риме было выработано правило предоставления гражданства образованным людям: врачам, инженерам, писателям, актёрам и т.д. Предоставление гражданства России высокообразованным и высококвалифицированным иммигрантам качественно усилит кадровый потенциал страны. Надо предоставлять гражданство по примеру США лицам, которые обладают капиталом в размере не менее 300 тыс. долларов США, шире привлекать молодёжь из других стран в наши учебные заведения с последующим предоставлением гражданства всем желающим остаться. Возможны и другие меры.

Внутри России необходимо приступить к проведению более активной демографической политики, стимулирующей рождаемость. Ввести, например, выплату материнского капитала на всех рождаемых детей с последующим возрастанием суммы, которая после рождения пятого ребёнка должна равняться средней заработной плате по стране. Все эти выплаты целесообразно осуществлять с учётом 40-летнего ценза оседлости, т.е. только для укоренившегося населения. Многодетным семьям бесплатно предоставлять жильё. В обществе должен формироваться культ и эталонность семьи именно многодетной. Одновременно надо направить усилия на сохранение жизни населения, увеличение её продолжительности. Система здравоохранения должна стать приоритетной, её финансирование – масштабным.

Последовательно проводя активную демографическую политику, Россия за 30–50 лет восстановит свой третий и главный ресурс – многочисленное здоровое и образованное население.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram