Аргументы Недели → Экономика № 39(381) от 10.10.2013

Китайский автодракон возвращается

, 17:38

Китайский автопром захватывает Россию. С начала года продажи легковушек из-за Великой стены выросли на треть. Как чиновники ни старались помешать экспансии, ничего не вышло.

Российские автопроизводители – в кризисе. Продажи у заводов рухнули. В прошлом году они сбыли рекордные 3 млн. легковушек, в этом в лучшем случае продадут 2,7 миллиона. Предприятия лихорадит. В сентябре «Форд Соллерс» во Всеволожске перешёл с трёхсменного производства на двухсменное. Причина – сбыт упал на 20%. АвтоВАЗ потерял 15% покупателей. С января по июнь его убытки составили 2,6 млрд. рублей. Вдобавок, по рассказам рабочих, весной в Тольятти изменили порядок начисления зарплат. Начались протесты и увольнения. Руководство всё отрицает.

Казалось бы, дела АвтоВАЗа должны идти в гору. В тяжёлые времена покупают два типа машин – очень дорогие и дешёвые. В этом году так и произошло. С одной стороны, благодаря чиновникам в стране растут продажи «мерседесов», «лексусов» и БМВ. С другой стороны, у обычных людей деньги кончились. Они выбирают модели подешевле. Покупают подержанные машины – их с начала года приобрели 3,5 миллиона. Хватаются за скидочные программы, считают каждые сто рублей.

Но оказалось, российские автолюбители – люди привередливые. Они предпочитают недорогие, но при этом новые и практичные модели. Тольяттинский завод этот момент упустил. Единственный его успех – запущенная в производство два года назад «Лада Гранта». Она год удерживает лидерство в стране по продажам. Зато настроения угадали чуткие конкуренты АвтоВАЗа – китайцы. В этом году они сбудут в России небывалые 100 тыс. машин. Рост популярности поражает. С начала года «Джили» нарастила продажи на 64%, «Грейт Уолл» – в полтора раза, «Лифан» – на треть.

«Одна из причин интереса покупателей к китайскому автопрому – появление на рынке новых моделей, которые являются довольно современными. Это обновление Great Wall Hover, абсолютно новый кроссовер Lifan X60, линейка автомобилей марки FAW, седан и хетчбэк D-класса Geely Emgrand, новые модели Chery. При этом они стоят дешевле иностранных аналогов», – рассказывает ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов.

По сути, в стране началось третье и окончательное пришествие китайского автодракона. Первая волна нахлынула в середине 2000-х годов. Тогда на калининградском заводе «Автотор» начала сборку компания «Чери». В 2007 г. она произвела в России 42 тыс. авто, но через год производство неожиданно свернули. По слухам, на руководство «Автотора» надавили чиновники. Правительство испугалось потока азиатских легковушек и пригрозило лишить предприятие таможенных льгот.

Вторая волна пришлась на конец 2000-х годов. На этот раз китайцы подготовились тщательнее. Для начала они проникли на Кавказ. В 2009 г. полноцикловую сборку хетчбэков «Лифан» начал завод «Дервейс» в Карачаево-Черкесии. В 2010 г. китайская БИД начала сборку легковушек на таганрогском «Тагазе». Тогда же БАУ запустила линию грузовиков в Ульяновске. Чиновники атаку проморгали. Единственное, что они сделали, – отказались подписывать с заводами инвестсоглашения, дающие право на льготную закупку комплектующих.

Теперь останавливать китайские авто поздно. Общая мощность собирающих их заводов доросла до 200 тыс. машин в год. Казалось бы, новые предприятия – дело хорошее. Но в отличие от японцев и корейцев у компаний из Поднебесной никаких обязательств по локализации производства нет. Они могут гнать отвёрточную сборку столетиями.

Вдобавок стал расти импорт азиатских легковушек. Их везут не только из дальнего зарубежья. Украинский завод «Богдан» в Черкассах начинает поставки в Россию машин марки «Джак». Впрочем, из-за скорого вступления Украины в ассоциацию с ЕС этот ручеёк могут перекрыть. В конце года в нашу страну приедут первые кроссоверы «Джили» из Белоруссии. Там достроили сборочное предприятие на базе «Борисовского завода Автогидроусилитель». Пока конвейер позволяет делать 10 тыс. машин в год, через пару лет производство дорастёт до 120 тысяч.

В общем, экспансия удалась. Правительство смирилось с поражением. Летом Белый дом неожиданно сменил по отношению к китайским производителям гнев на милость. Их включили в программу льготного автокредитования. В следующем году на неё потратят 3,6 млрд. рублей. Займы субсидируют всем, не важно, ввезли машину из-за рубежа или произвели в России.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram