В конце сентября правительство внесёт в Госдуму закон о бюджете на 2014–2016 годы. Радоваться в документе нечему. Расходы казны урезаны по живому. В основном от сокращения трат пострадает население.
Отрезать, чтоб не выросло
Российская казна не первый год выглядит как снаряд со смещённым центром тяжести. Траты на армию и полицию несуразно велики. В сентябре, в пылу баталий за грядущий бюджет, это пришлось признать даже премьеру Дмитрию Медведеву. «Есть перекос в сторону финансирования, затрат на силовую составляющую», – заявил он. Выглядело неубедительно. Как раз Медведев зарекомендовал себя главным сторонником увеличения силовых расходов.
Бюджет перекошен не только за счёт армии и полиции, на которые в этом году выделили 4,3 трлн. рублей из имеющихся в кубышке 13,3 триллиона. В последние 10 лет высшие чиновники искренне полагали, что страну спасут масштабные проекты. Такие как чемпионат мира по футболу и Олимпиада в Сочи. На мероприятия тратят сотни миллиардов рублей. Хотя ясно, что расходы не оправдываются. Экономического рая после строек не наступает.
Взять саммит АТЭС на острове Русский. На него потратили более 200 млрд. рублей. Стоило мероприятию закончиться, экономика региона пошла вниз. В этом году инвестиции на Дальний Восток упали на 20%. Последние надежды на рост благосостояния смыло наводнением, ущерб от которого превысил 30 млрд. рублей. После саммита остался самый длинный в мире вантовый мост на остров Русский – но с одним инженерным чудом процветания в регионе не достичь.
Результаты бюджетной политики налицо. Денег на страну не хватает. До 2013 г. казну сводили с профицитом. В последний момент спасали растущие цены на нефть и газ. Теперь, похоже, бюджету грозит реальный дефицит. По данным Минфина, к августу казна получила на 389 млрд. руб. больше, чем потратила. Но скатерть-самобранка, кажется, закрывается. Экономика не растёт. Налоги платят всё хуже. Экспорт углеводородов снижается.
По прогнозам Минфина, в этом году казна не досчитается порядка 300 млрд. рублей. В ближайшие три года, если ничего не менять, бюджету не хватит почти 3 трлн. рублей. Найти такие средства непросто. Много занимать правительство боится. Тратить деньги резервного фонда – тоже. Чиновники нашли простой выход: обрезать бюджетные расходы на нужды населения так, чтоб не выросло.
В среднем выплаты из казны сократят на 5%. Расходы на культуру снизят на 2 млрд. рублей. Пострадают образование и здравоохранение. В этих областях Россия давно приближается к африканским показателям. Число школ с 1990-х гг. сократилось в 1,5 раза. Больниц в стране осталось 6,3 тыс. – меньше, чем в 1940 году! Но вместо помощи врачам и учителям правительство фонтанирует идеями в духе Мао Цзэдуна. К примеру, в конце сентября министр труда Максим Топилин предложил полностью лишить бесплатной медпомощи безработных.
Пенсия по смерти
Дальше – больше. Регионам режут субсидии. В этом году трансферты местным бюджетам уже уменьшили на 15%. При этом именно на субъекты переложили заботы по увеличению зарплат врачам и учителям. Результат: региональные расходы выросли на 5%. Местные власти залезли в долги, но денег всё равно недостаточно. Экономят на каждой мелочи. К примеру, Нижегородская область отказалась содержать усадьбу Пушкина в Болдино. Место, где написаны лучшие стихи в русской истории, передают на финансирование муниципалитету.
Рядовым военным тоже мало что достанется от бюджетного пирога. В следующем году им не станут повышать зарплаты. Но особенно не поздоровится старикам. По сути, правительство втихаря повысило пенсионный возраст. Оно подготовило новые правила расчёта пенсий. Если мужчина перестаёт работать не в 60, а в 68 лет, он получает почти двойную прибавку к страховой части. При средней продолжительности жизни в стране в 70 лет это означает: людей вынуждают работать до самой смерти.
Наконец, население снова обманули с тарифами ЖКХ. Летом правительство гордо приняло решение о заморозке цен естественных монополий. Не успела начаться осень, оказалось, подарок сделали только промышленности. Да и то – на один следующий год. Для людей коммуналка продолжит дорожать регулярно. По формуле Минфина – на уровень инфляции минус 30%. То есть на практике минимум на 3% в год. По той же схеме станут расти цены на железнодорожные билеты.
Послабление монополиям – один из самых серьёзных провалов новой бюджетной политики. Дело не только в том, что главы госкорпораций строят на народные деньги дворцы с шубохранилищами. Монополии – огромный спрут, который душит российскую экономику. Они тормозят развитие промышленности. Рост цен у них автоматически увеличивает инфляцию на 25–50%. По подсчётам самого правительства, если заморозить тарифы, в следующем году экономический рост в стране достигнет 3% против 1,5% в нынешнем.
По большому счёту монополии давно стоило бы приучить жить по средствам. Тогда почти не пришлось бы резать бюджет по живому. Помогло бы естественное развитие промышленности, приносящей больше налогов в казну. Но правительство наступить на хвост госкорпорациям не решается. Точно так же оно не в состоянии привести в норму расходы на армию с полицией и приструнить высокопоставленных казнокрадов. Расплачивается население, за счёт нужд которого сокращают бюджет.