Аргументы Недели → Экономика № 37(379) от 26.09.2013

Сладкий год

, 17:33 , Обозреватель отдела Экономика

Шоколадная жизнь закончилась – в мире опять резко дорожает какао. Стоимость – максимальная за последние 15 лет и продолжает подъём в гору. Поэтому ценам на кондитерские изделия, в первую очередь шоколад, предсказывают рекордный рост. В мире ожидается подъём на 45%. В РФ продовольствие обычно подскакивает в цене намного выше, чем в других странах. Чего ждать любителям сладостей?

Пир корпораций

По расчётам экспертов, к концу 2013 г. средняя цена килограмма шоколада в мире достигнет рекордных в истории 12,25 долларов (390 рублей). В России это превратится не в 39 – во все 80–100 руб. за обычную 100‑граммовую плитку! Во всяком случае, в прошлый раз, два года назад, когда в мире резко подорожали одновременно кофе, чай и какао, 15%-ный мировой подъём чудесным образом обернулся 30%-ным ростом на российских прилавках.

С тех пор какао в мире сильно подешевело. Цены были на историческом пике в июле 2010 года. Тогда на мировых биржах за тонну бобов давали 4,1 тыс. долл. (130 тыс. рублей). По сравнению с началом 2008 г. скачок – в 2,5 раза! Но затем раздутая сырьевыми спекулянтами стоимость какао резко пошла вниз. К марту 2013 г. упала до 2 тыс. долл. (64 тыс. руб.) за тонну. На российских ценах на шоколад это не отразилось – они остались такими же высокими, как в разгар бобового кризиса.

Сейчас цена опять рвётся к рекорду. Причина – очередной неурожай какао-бобов. На мировых рынках они уже подорожали на 25%. Обычная версия: три четверти этого сырья выращивается в Западной Африке, нынешним летом там разразилась жестокая засуха. Правда, 70% мирового урожая какао-бобов собирают в одной стране – Кот-д’Ивуаре. Там с погодой всё было в порядке. Поэтому резкому ценовому скачку пришлось искать другое объяснение. Устами аналитиков в СМИ запустили версию: мол, фермеры сократили производство из-за падения цен.

Реальная причина, разумеется, в другом. Крупнейшие землевладельцы в кофейных, чайных и т. д. регионах мира – вовсе не местные предприниматели или правительства. Это глобальные транснациональные корпорации. Такие как «Кэдберри-Швепс», «Марс Инкорпорейтед», «Крафт Фудс». В общей сложности им принадлежит более половины самых плодородных плантаций кофе и какао планеты. Особо заметную роль в этом бизнесе играет компания «Нестле», более века планомерно скупающая молочные фермы, кофейные и какао-поля в странах третьего мира.

Эти корпорации много раз попадались на ценовых сговорах. Они используют любой удобный предлог, чтобы повысить цены – будь то наводнение или засуха. К тому же сейчас удобный момент, чтобы в который раз залезть в карманы любителей сладостей. Как на грех в мире – подъём спроса на шоколад. Причём покупатели внезапно полюбили самые какаоёмкие, тёмные сорта. Интересна глубинная причина. Эксперты отмечают: сладости помогают людям пережить тяжёлые времена мирового экономического кризиса. Не зря их продажи растут пятый год подряд – как раз со злополучной осени 2008 года. Весной 2013 г. шоколадный индикатор сработал в очередной раз. Спрос на сладкие плитки подскочил на 20–30%. Ажиотаж отмечен во всех магазинах – в специализированных кондитерских, продающих дорогой шоколад, и в супермаркетах, торгующих массовой продукцией.

Плиточные дельцы

Медики подтверждают: шоколад действительно поднимает настроение, особенно у женского пола. Но суть в другом. Всемирная шоколадная эйфория дошла до России. Остальные сладости – всё менее популярны, с января 2013 г. их производство в РФ сократилось на 5,7%. Но шоколада стали покупать на 12% больше. Поставщики быстро почуяли, куда дует ветер, – с начала года повысили цены почти на 10%.

Удар по карманам населения вышел чувствительный. Поскольку Россия – один из крупнейших мировых потребителей шоколадных сладостей. Ежегодно мы импортируем 55–60 тыс. т какао-бобов, это обходится в 220–230 млн. долл. (7,3 млрд. рублей). Для сравнения: импорт кофе в РФ – около 100 тыс. т в год. Чая завозят 180–200 тыс. тонн.

Что характерно, основные поставщики какао в Россию – всё те же хорошо известные мировые корпорации. Если судить по магазинным полкам, импортных сладостей в стране почти нет. Только батончики «Марс» и «Сникерс», да ещё самые дорогие конфеты напоминают об иностранном шоколаде. Остальная продукция называется ласково, по-российски: «Алёнка», «Вдохновение», «Щедрая душа». Заграничного шоколада в страну действительно везут мало. До кризиса 2008 г. его доля не превышала 10%, сейчас – упала до 5%. Но не стоит обманываться: на деле половину якобы российских шоколада и конфет производят иностранные компании. Это «Нестле», «Крафт Фудс» и «Марс».

Они ловко подстраиваются под отечественного потребителя, который уверен, что качественными сладости могут быть только отечественными. К примеру, «Нестле» делает конфеты под маркой «Россия – щедрая душа», а «Крафт» выпускает шоколад под названием «Воздушный» и «Свежий вечер». Даже одинцовская кондитерская фабрика, где делают шоколад «Коркунов», давно принадлежит американской компании «Ригли».

Российские кондитеры всё больше уступают рынок варягам. Ещё бы: в нашей стране им предоставили такие комфортные условия, которых больше нет нигде в мире. Чего стоит такой пример: ни один российский кондитер не имеет права производить круглые конфеты c орехом, обсыпанные кокосовой стружкой. В России права на них закреплены за компанией «Ферреро-Роше».

Чтобы увеличить прибыль, производители шоколада регулярно повышают цены. Неважно, растёт или падает стоимость сырья на мировых ранках. В среднем сладость в РФ дорожает на 10–15% в год. Цена давно оторвалась от реальности. По подсчётам аналитиков агентства «Маркет Эдвайс», 50–70% стоимости конфет и шоколада потребитель переплачивает не за качество продукта, а за раскрученность марки.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram