Авария на трубопроводе совпала со слухами о разделе «Транснефти»
6 сентября 2013, 11:53 [ «Аргументы Недели» ]
По сообщениям СМИ, 1 сентября в районе станицы Усть-Бузулукская Алексеевского района на магистральном нефтепроводе «Самара — Лисичанск» в Волгоградской области произошел прорыв нефтепровода и розлив нефтепродуктов на глубине 1,5 метра .
Перекачка нефтепродуктов была остановлена. По сообщению ИТАР-ТАСС, компания «Траснефть», которой принадлежит трубопровод, планировала возобновить наливы нефти в танкеры довольно быстро, однако, справиться с последствиями такой аварии оперативно вряд ли удастся. Слишком поздно - спустя 7 часов после разлива нефти - службы компании приступили к самостоятельной локализации прорыва. Не был использован стандартный для таких случаев механизм взаимодействия с МЧС. Фактически около полусуток информация о техногенной аварии скрывалась.
Это не первая авария на трубопроводных системах Транснефти. В декабре 2012 года «Транснефть» приостановила прокачку на нефтепроводе во Владимирской области – опять же из-за разлива нефти - на Верхневолжском магистральном нефтепроводе «Горький―Ярославль».
Как считают эксперты, в компании отсутствует четкая программа локализации аварий и рекультивации земель. Именно поэтому не оперативно развернулись работы на магистральном нефтепроводе, которые в свою очередь приостановили транспортно-погрузочные работы в порту.
Одновременно с аварией, в СМИ обсуждается и другая новость, имеющая отношение к «Транснефти».
Как сообщила газета «КП», руководство страны вынашивает планы по упразднению госкомпании и пересмотру всей стратегии транспортировки нефти поставщикам.
По словам источника в администрации Президента, указывает издание, «в последние месяцы внутри Экспертного управления Администрации Президента идут активные консультации о путях реструктуризации нефте-транспортной компании». Госкомпанию может быть разделена на несколько транспортных и сервисных организаций.
Суть идеи состоит в том, чтобы разделить транспортные и сервисные функции «Транснефти» и распределить их среди частных игроков на рынке. Рассматриваются, в первую очередь, компании с высокой долей участия государства в уставном капитале. Они эффективнее, чем громоздкая госкомпания «Транснефть».
Причина, по словам источника «КП», состоит в том, что методы и стратегия «Транснефти» перестали соответствовать современным требованиям рынка. «Российские госмонополии перестали быть эффективными, к тому же транспортная система «Транснефти» строилась еще в 60-80-е годы и была ориентирована на страны Восточного блока. Сейчас, когда российский бизнес глобален, наличие такого транспортного монстра просто бессмысленно».
Точка кипения в отношении и без того буксовавшей компании настала весной 2013 г., когда лоббируя свои коммерческие интересы, Транснефть чуть не сорвала контракт по увеличению поставок российской нефти в Китай.
«Первое лицо государства было крайне недовольно, когда узнало, что свои же люди упираются и не хотят согласовывать контракт на поставку нефти в Поднебесную. Это же проект, которые Президент страны вынашивал много лет, и уж точно не ожидал, что хоть кто-то скажет какое-то слово поперек», - сообщил источник издания в Аппарате Президента РФ.
По информации «КП», наличие плана по разделу «Транснефти» на несколько частей подтвердили источники и в Министерстве транспорта РФ. Именно это министерство, по замыслу идеологов процесса, должно заняться управлением процесса.
Если информация подтвердится, то, как считают эксперты, основным вопросом станет, кто получит в пользование активы и функции «Транснефти». В этом случае Контрольно-ревизионное управление администрации Президента должно провести аудит всех активов компании и дать им стоимостную оценку. Затем, используя механизмы Комиссии по ТЭК при Президенте РФ, будет выработан алгоритм разделения и сроки передачи активов крупнейшим игрокам на рынке. В числе возможных получателей – Лукойл, Роснефть и Газпром-нефть. Эти компании в последние годы активно развивают свою экспортную стратегию и сами готовы поставлять углеводороды своим контрагентам.
По мнению вице президента Центра политтехнологий Егора Чижова, «такой шаг логично вписывается в стратегию по диверсификации российских энергетических потоков, которые в последние годы активно развивает руководство страны. Стратегия Путина – это путь к наращиванию присутствия России на энергетическом рынке мира с его жесткой конкуренцией. Закрепление транспортных и сервисных функций за крупнейшими нефтяными компаниями мира даст небывалый синергетический эффект и упростит взаимодействие на рынке. Лишние звенья только мешают бизнесу», - резюмирует эксперт.