В России выросло производство навоза. Ценную субстанцию даже начали экспортировать. Поставки увеличиваются минимум на 10% в год.
Органичный урожай
Навоз для России – субстанция почти священная. Именно ему обязана сельскохозяйственными победами царская империя. Более 70 млн. т зерна, которые тогда выращивали ежегодно, получались только благодаря этому естественному удобрению. В советские времена навоз тоже использовали в полную силу. На поля заливали 500 млн. т субстанции в год. Правда, своей органики не хватало. Её приходилось докупать за рубежом, в Голландии.
Удобряли навозом не от бедности. Дело в том, что в Центральной России почвам остро не хватает гумуса. Органический навоз для них – идеальное удобрение. Вдобавок он содержит достаточно азота и фосфора. В результате каждая тонна навоза, внесённая на гектар, увеличивает урожайность зерна на 1–2 центнера с гектара. Показатели не хуже, чем у современных удобрений.
Ещё один плюс – навоз просто использовать. Количество азота и температура в оставшейся от скота органике зависят от того, сколько её хранить. Если нужно удобрить сильно водянистую почву, применяют свежесобранную субстанцию. Для обычных полей годится навоз годичной давности – прелый. Теплицам требуется перезимовавший несколько раз перегной. Чтобы органика лучше сохранялась, под неё подстилают солому или торф.
В наши дни спрос на навоз у сельского населения – изрядный. Им удобряют поля и огороды. Обкладывают для обогрева коровники и курятники. В южных регионах из навоза по-прежнему строят саманные дома. Неудивительно, что цены на субстанцию – достойные. За 5 лет они взлетели почти в 2 раза. Сейчас навоз обходится в 5–10 тыс. руб. за трёхтонный грузовик. По научным нормам, этого количества хватает, чтобы удобрить небольшой участок в 7–10 соток.
Но с предложением – пока не ахти. Навоза в стране собирают мало. По данным ВНИИ органических удобрений и торфа, общий потенциал российского скота – 300 млн. т свежего удобрения в год. Но продают и вносят в почвы его немногим более 50 млн. т в год. В результате средний гектар сельхозугодий в стране получает вместо положенных 30–40 тнавоза в год – менее тонны. Этого недостаточно, даже чтобы почвы сохраняли плодородие.
Основная проблема – в крупных сельхозпроизводителях. Большие животноводческие хозяйства почти не используют даром доставшуюся ценную субстанцию. Торговать навозом они не хотят. В результате 40 млн. т органики в год попусту выбрасываются. Зерновые агрохолдинги тоже практически не замечают навоза. Они заливают органикой 6–7% пашни. Остальные поля – под минеральными удобрениями.
Выгодное гуано
Так что переваренной скотом субстанцией занимаются в основном фермеры и селяне. Но сырья у них тоже немало. В маленьких хозяйствах в России держат треть лошадей и половину коров. В конце 2000-х селяне наконец заинтересовались торговлей органическими удобрениями. В регионах появились десятки фирм, занимающихся сбором и продажей навоза. Прежде всего конского. Он считается лучшим, так как достаточно сухой, в нём больше всего азота и фосфора.
На втором месте по популярности – коровьи лепёшки. Использовать их не очень удобно. Органика жидкая, свежий навоз на поля приходится заливать из шлангов. Вдобавок, из-за особенностей коровьего желудка, на удобренной почве прорастают сорняки. Но сбором такого навоза тоже активно занимаются. По одной простой причине – конского на страну точно не хватит. Лошадей в России только 1,3 млн. голов. Тогда как крупного рогатого скота – 20 миллионов.
Наконец, появились фирмы, торгующие птичьим помётом. На американский манер – гуано. Его в стране набирается более 20 млн. т в год. По содержанию полезных веществ куриная органика не уступает конской, но она слишком быстро перегнивает. Через 1,5–2 месяца хранения гуано теряет половину полезного азота. Сохранить его можно только в компосте, в смеси с бытовыми отходами или опилками.
В общем, производство навоза в России понемногу растёт. Благо дело оказалось выгодным. Рентабельность у фирм, собирающих органику, зашкаливает за 50%. Более того, навоз и смеси из него начали экспортировать. Пока немного – 4,6 тыс. т в год. Но с каждым годом – всё больше. Российский товар оценили на арабском Востоке, где органики в почвах практически нет. Появился даже шанс со временем захватить европейский рынок.
Дело в том, что в Европе случился выгодный для России приступ экологической шизофрении. С одной стороны, там сходят с ума по органическим продуктам, поэтому потребление навоза растёт. С другой – Евросоюз борется с изменением климата. В некоторых странах чиновники решили, что коровы вырабатывают слишком много метана, и обложили его выброс налогом. Скот пришлось переводить на особую диету, основанную на клевере.
Возможно, через пару лет европейцы посадят скот на безметановый рацион полностью. После этого навоз там перестанет годиться на качественные удобрения. Тогда в ЕС наконец запахнет русским духом. У нашей страны появится возможность стать не только крупнейшим в мире экспортёром газа, но и миллионами тонн поставлять за рубеж навоз.