Российская антиалкогольная кампания дала неожиданный эффект. Региональные власти наперегонки бросились субсидировать производителей водки. Присказка о том, что власти спаивают народ, стала былью.
Почему местные власти поддерживают алкогольщиков, понятно. Водочные деньги составляют огромную долю в региональных бюджетах. К примеру, в Кабардино-Балкарии она достигает 35%. В Омской области водочники – крупнейшие налогоплательщики после структур «Газпрома». Но с тех пор как правительство развернуло антиалкогольную кампанию, производители алкоголя переживают не лучшие времена. С нового года производство водки в России упало почти на 10%. Число заводов в некоторых регионах сократилось вдвое.
Понятно, местные власти водочные деньги терять не хотят. Поэтому пускаются на разного рода ухищрения, чтобы подсластить жизнь производителям. Иногда ставят палки в колёса заводам из других регионов. Вводят дополнительные лицензии, требуют клеить на бутылку ещё одну марку, пускаются на другие ухищрения. К примеру, по данным Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА), в Татарстане 75% водки – местная. В Башкирии – до 90%. При этом в среднем по стране местной водки в магазинах 40–50%.
Иногда производителей алкоголя субсидируют. Так делают в 16 регионах. В том числе в Чувашии, Костромской, Смоленской и Курганской областях. Схема простая. Водочники платят акцизы. Сейчас за литр спирта они выкладывают бюджету 400 рублей. С начала года 60% суммы идёт в федеральную казну, 40% – в региональную. Но местные власти попросту отказываются брать у заводов деньги. Они возвращают 30–90% местного акциза производителям.
В результате заводы получают изрядное преимущество перед конкурентами. «Судите сами. Себестоимость бутылки водки – 32 рубля. Но акцизы, налоги и наценки настолько велики, что в магазине бутылка водки не может стоить дешевле 200–205 рублей. При этом официальная минимальная цена на неё – 170 рублей. Получается, за счёт субсидий завод может продавать водку на 30 рублей дешевле, чем конкуренты», – рассказывает директор ЦИФРРА Вадим Дробиз.
Больше продаж у алкогольных заводов – больше налогов получают местные бюджеты. Казалось бы, нормальная поддержка регионального бизнеса. Проблема лишь в том, что водка не курятина и не йогурт. Алкоголь – яд, с которым всеми силами борются федеральные власти. В конце апреля правительство наконец спохватилось и решило прикрыть лавочку с субсидиями. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что чиновники собираются запретить спонсировать водочников.
Решение правильное. Но полностью от преференций алкогольщикам оно не избавит. Пока народ пьёт, и алкогольные налоги щедро пополняют местные бюджеты, регионы всё равно найдут способы поддерживать водочников.