Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 19(361) от 23.05.2013

Чужое совершенство

, 16:51

Любоваться красотами русских просторов мешает одно – мысль о том, что здесь могли бы располагаться производства. Так и решили в концерне Volvo. И облюбовали 15 гектаров калужской земли.

Седьмой в мире

О легковушках речь не идёт – только о тяжёлой технике. Четыре года назад началось производство грузовиков, а теперь и экскаваторов, в честь чего на прошлой неделе состоялась масштабная церемония. Отвечая на вопросы о том, почему выбор пал на Россию, руководство концерна воздержалось от особенных похвал в адрес российской рабочей силы. Главная причина открытия производства в РФ – дороговизна транспортировки готовых машин до российских покупателей. Привозить из Южной Кореи и Германии комплектующие и собирать машины здесь – дешевле.

Volvo лидирует на рынке экскаваторов в мире и в РФ. Российский завод – седьмой по величине и мощностям экскаваторный завод концерна (из шестнадцати). Сумма инвестиций в предприятие –380 млн. шведских крон, площадь – 20 660 кв. метров, производительность – 2 тыс. машин в год (на первоначальном этапе – две в день). Число рабочих мест – 280, на 90% штат завода должны составить россияне. В настоящее время в производстве задействованы 60 человек, из которых только треть –рабочие.

Может показаться, что идеология Volvo противоречит самой себе. С одной стороны, концерн провозглашает «лидирующую роль IT», то есть роботизацию. С другой – гордится созданием рабочих мест. Генеральный директор эксклюзивного дилера строительно-дорожной техники Volvo в России Ларс Корнелиуссон заверил корреспондента «АН» на хорошем русском языке, что никакого противоречия нет. Он подчеркнул: «Сокращение рабочих мест в связи с растущей роботизацией производства не планируется. Программируемые станки тоже нуждаются в людях. Концерн повышает квалификацию своих сотрудников».

Возвращение блудных калужан

В ходе пресс-конференции губернатор Калужской области Анатолий Артамонов похвастался обилием привлечённых иностранных инвестиций. В прошлом году эта сумма достигла 110 млрд. рублей, что составляет 12% всех иностранных инвестиций в экономику РФ. В расчёте на одного жителя Калужская область уверенно лидирует в стране по данному показателю. Следует улучшать инвестиционный климат в России, отметил губернатор. И тут же выразил уверенность в том, что это будет сделано, так как «решения приняты».

Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов

Артамонов доходчиво пояснил свои симпатии к Volvo: во время сильных дождей вся строительная техника оказывается бесполезна – и только Volvo справляется. Руководство концерна также сделало губернатору комплимент: инвестиции возможны там, где есть «предсказуемость и стабильность».

Заводы Volvo были представлены на пресс-конференции как жемчужины рынка труда. Инженеры из всех уголков России переезжают в Калужскую область, что провоцирует рост жилой застройки. Особенная радость губернатора заключается в том, что в регион возвращаются калужские специалисты, устроившиеся на работу в Москве и Подмосковье. За подготовку кадров он поблагодарил Калужский филиал МГТУ им. Баумана.

Один из журналистов поинтересовался, нет ли намерений возродить советскую промышленность, вместо того чтобы приглашать иностранные корпорации. Артамонов ловко парировал: в советское время 80% промышленности региона составлял ВПК. По словам губернатора, успешные иностранные производства своим примером подстёгивают российские к модернизации.

Другой журналист – местный – спросил о том, будет ли Volvo поставлять продукцию калужским покупателям по льготной цене (согласно местным порядкам). Руководители концерна ответили, что спрос и так высок. Попытавшись вытянуть из них публичное обещание, губернатор сказал: «Как я понял, для калужан продукция будет дешевле». Руководство Volvo восприняло его слова как шутку и отделалось улыбками.

Искусство техники

Гости завода обнаружили много интересного во время экскурсии по производству. Автоматизированный цех, собирающий детали, словно конструктор «Лего». Профессиональный термин «свадьба», означающий сочленение гусениц и верхнего блока экскаватора. Производственные цепи розового цвета. «Все спрашивают, для чего розовый цвет. Не знаю, честное слово!» – уточнил экскурсовод.

В конце церемонии гостей ожидало самое главное, и речь не о фуршете. Визуальная сторона философии Volvo доведена, кажется, до абсолюта. Дизайн, благодаря которому машины выглядят словно увеличенные игрушечные модельки, – это только полдела. Важнее – как машины были продемонстрированы публике.

На участке земли размером с половину футбольного поля состоялось цирковое шоу: техника показывала свои отлаженность и манёвренность. Например, два экскаватора выписывали ковшами траектории настолько синхронно, что создавали эффект двоения в глазах (у корреспондента «АН» сперва возникли подозрения насчёт чудодейственности разливаемого шампанского). А огромный колёсный бульдозер нёсся прямо в руководство концерна, повернув в критический момент. Таково доверие топ-менеджеров к своей продукции и своим сотрудникам. Кстати, все водители, участвовавшие в шоу, – местные, калужские. Больше всего оваций сорвала водитель-девушка.

На трезвую голову

Фирме Volvo, безусловно, удаётся влюблять в себя журналистов. Однако всё же возникают если не претензии, то сомнения.

Руководство заявляет, что цель концерна – локализация производства. Более того, локализация вроде бы экономически необходима, поскольку уменьшит сроки поставки продукции российскому покупателю (в нынешней ситуации, при которой в России осуществляется лишь самая конечная фаза производства, сроки поставки остаются прежними). Но размещённый рядом завод Volvo по производству грузовиков функционирует с 2009 года, а в вопросе локализации ему до сих пор нечем особенно похвастаться.

«Российское государство заказывает небольшой процент нашей продукции, если сравнивать с российскими частниками. Но нередко частники приобретают её для реализации государственных проектов», – с гордостью отметил гендиректор Volvo CE в России Андрей Комов. Это, бесспорно, успех Volvo. Но не российской экономики, в которой отечественный производитель не поддерживается собственным государством.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram