Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 19(361) от 23.05.2013

Правительство замкнуло полюса

, 16:36

21 мая в РФ появился новый профессиональный праздник – День полярника. Президент В. Путин подписал указ об этом в тот же день, в который открылась первая советская арктическая станция – «Северный полюс – 1». Возможно, золотой век таких исследований повторится нескоро. Тем не менее в последнее время дела заметно пошли на поправку. Похоже, российская наука дождалась полярного возрождения.

Размороженная Антарктика

Каждый год заслуженный полярный ветеран – научное судно «Академик Фёдоров» постройки 1987 г. – берёт на борт команду из трёх сотен человек, загружает 1,5–2 тыс. т дизельного топлива, 600 т стройматериалов, продовольствия и оборудования. Затем выходит из порта Петербург, минует Ла-Манш и добирается в Кейптаун через Атлантику. Оттуда – берёт курс на Антарктиду, по цепочке обходя полярные станции вдоль берега континента.

Это и есть – знаменитая Российская антарктическая экспедиция. Первая стартовала в 1955 г., с тех пор походы не прерывались ни на год. Даже в начале 1990-х, когда судьба полярных исследований как таковых висела на волоске, антарктические походы раз за разом утверждали ежегодными постановлениями правительства. Антарктиде ещё повезло. Арктику в те времена – забросили полностью. «Было очень тяжело. С 1991 по 2003 год в Арктике не провели ни одной научной экспедиции за государственный счёт. Финансирование почти прекратилось, было непонятно, как нашей науке развиваться дальше», – рассказывает директор НИИ Арктики и Антарктики (ААНИИ) доктор географических наук Иван Фролов.

В действительности в те годы правительству вообще не было дела до каких-то там полюсов. Исследования в Антарктиде поддерживали на плаву формально, ради международных договоров. Характерная история приключилась летом 2002 года. Тогда «Академик Фёдоров» – единственная, бессменная антарктическая рабочая лошадка – внезапно встал на ремонт. Тем временем сроки поджимали, нужно было срочно пополнять запасы на станциях и снимать смену полярников, просидевших на вахте год!

ААНИИ пришлось фрахтовать германское судно. Но, как и было заведено в те времена, Минфин в очередной раз сильно затянул с перечислением денег. В результате рейс начался только поздней осенью. Учёных забрали, запасы закинули, но на обратном пути немецкий корабль попал в ледяной затор и застрял на месяц в открытом море из-за поломки двигателя. В конечном счёте судно выручил аргентинский военный ледокол, экипаж снимали на вертолётах. По морским правилам, спасатели могут потребовать плату. Аргентинцы запросили ни много ни мало – 3,5 млн. долларов. Сумма оказалась сопоставима со всем тогдашним годовым финансированием российской полярной программы.

У государства накопилась гора полярных прегрешений. Основная претензия: ликвидация станций. Сейчас у РФ – пять постоянных баз. Это: Мирный, Прогресс, Новолазаревская, Восток и Беллинсгаузен. В определённый момент казалось – не останется ни одной. Ещё в 1997 г. премьер В. Черномырдин подписал указ о консервации нескольких ключевых российских объектов в Антарктиде.

Очень крупной потерей стала Молодёжная. Когда-то эта станция задумывалась как советский ответ на американскую базу МакМердо – самое большое антарктическое поселение, рассчитанное на 1,2 тыс. человек. Молодёжная быстро выросла до крупного научного центра. «Построили лаборатории, столовую и поликлинику, что для Антарктиды – явление исключительное. Там были улицы, двух-трёхэтажные дома, огромный аэродром, пункт запуска геофизических ракет. Это была огромная, мощная структура», – вспоминает начальник антарктических экспедиций Владимир Кучин.

Сейчас Молодёжная попросту брошена. Правительство выражается деликатнее – законсервирована. Сверху регулярно раздаются обещания возродить заброшенную базу, но дело не движется. К счастью, полярникам удалось отстоять закрытую было в 2000 г. базу Прогресс. Этот комплекс стоит в уникальном месте – оазисе Холмы Ларсеманна. Там почти не бывает снега, климат удивительно мягкий. Поэтому построена отличная взлётная полоса, что в Антарктиде решает многое, если не всё. К тому же в 2004 г. государство взялось за голову. По сути, Прогресс отстроили заново. На сегодня это единственная российская полярная станция, оборудованная по последнему слову техники. Хотя и тут не обошлось без накладок. В 2008 г. на станции начался пожар, сгорел недостроенный жилой корпус.

Пришлось начинать заново. Сейчас Прогресс – единственная современная российская станция. Настолько удачная, что со временем она должна заменить нынешнюю неформальную столицу российских полярных исследований, базу Мирный.

Число счастливчиков

По статистике, за всю историю полярных исследований в Антарктиде побывали примерно 9 тыс. граждан СССР и России. Для этого континента – немало. Хотя по площади Антарктида больше Австралии, людей там – меньше, чем в крошечном городке.

29 стран развернули на ледяном континенте в общей сложности более 70 научных станций. Тем не менее даже в благоприятный сезон, с декабря по апрель, когда в Южное полушарие приходит лето и температура на побережьях поднимается до нуля градусов, население Антарктиды – не более 4,5 тыс. человек. Зимой – вчетверо меньше! Даже в МакМердо зимуют только 180 специалистов.

Людей можно понять. Для российских учёных зимовка в Антарктиде означает 1,5 года жизни вдали от дома. Из них три месяца – путь на корабле. Мало кто на такое согласен. Во всяком случае, по данным ААНИИ, только один из девяти полярников решается приехать второй раз. Лишь 400 человек побывали в экспедициях трижды, двести – четырежды. Но есть и другие полярники. Про таких говорят – заболел Антарктидой. Например, механик Олег Павлов зимовал 13 раз, геофизик Сергей Зверев поставил мировой рекорд – 21 экспедиция!

Восточный вопрос

Главное: десятилетиями северную науку в РФ держали в состоянии комы, лишь слегка подпитывая издевательски низким бюджетным финансированием. Конечно, покорять полюса – дело не из дешёвых. Но, если взялись, делать надо по уму. Особенно тяжело российским полярникам пришлось на рубеже 2000 годов. В те времена на всю антарктическую программу государство выделяло жалкие 140 млн. руб. в год. Для сравнения: самые высокие расходы – североамериканские. В прошлом году США выделили на полярные исследования 250 млн. долл. (в пересчёте – примерно 11 млрд. рублей). С 1980 г. расходы выросли в 10 раз! На эти средства содержат три постоянные базы. Причём сумма не включает огромные траты на строительство новых научных судов и реконструкцию континентальной базы Амундсен-Скотт. На это недавно выделили дополнительные 180 млн. долларов.

Не отстают другие страны. Германия, у которой одна станция, не пожалела на антарктические исследования 80 млн. долл. в год. Содержание трёх постоянных британских баз обходится в 50 млн. долл., столько же расходует Австралия. Очень масштабные антарктические программы поддерживают Чили и Аргентина. Собственные базы есть у Румынии, Болгарии, даже Уругвая.

Что у нас? Вроде ситуация выправляется. Сейчас РФ – на шестом месте в мире по величине антарктических расходов. Впрочем, в 2009 г., когда разыгрался кризис, бюджет программы не забыли порезать на 20%.

На исследования Северного полюса и прилегающих островов государство выделяет 184 млн. руб. в год. Антарктика заметно дороже: только на снаряжение ежегодной экспедиции расходуют 885 млн. рублей. Дополнительные 223 млн. руб. идут на антарктическое строительство. Кстати, по меркам типичных российских госстроек, дело – недорогое. Например, возведение взлётной полосы в Антарктиде обошлось в 12,5 млн. рублей.

Постепенно улучшаются дела по части технического обеспечения полярников. В 2011 г. судно «Академик Фёдоров» наконец получило напарника. Со стапеля Адмиралтейских верфей сошёл спроектированный в НИИ им. Крылова научный корабль «Академик Трёшников». Правда, пока его используют исключительно на подхвате. Вероятно, в ААНИИ хотят удостовериться – достаточно ли надёжен наследник?

С другой стороны, огромной проблемой стала полярная авиагруппировка. «Раньше у нас были самолёты Ил-14 с лыжными шасси, которые летали на Восток из Мирного. В некоторые сезоны делали 40 рейсов. Без проблем завозили людей и оборудование. Сейчас собственной полярной авиации у РФ не осталось», – рассказывает В. Кучин.

Основная проблема – как забросить сезонный состав на станцию Восток. База, прославившаяся благодаря открытию знаменитого подлёдного озера, расположена глубоко внутри континента. Вдобавок Восток – неподалёку от полюса холода. Именно в окрестностях этой станции зафиксирована самая низкая температура на планете. Почти 90 градусов ниже нуля!

Возить специалистов на Восток традиционными санно-гусеничными поездами – крайне муторно. Только дойдут – пора будет в обратный путь. Представьте: дорога от Мирного до Востока – 1,5 тыс. километров. На гусеницах – занимает 40 суток и больше. Люди вконец выматываются, какая потом работа? В результате российским полярникам приходится идти на поклон за самолётами на соседние станции, к французам и американцам. Между тем даже гусеничные поезда, которые у российских полярников всегда были отечественного производства, и те теперь приходится закупать в Германии. Российская промышленность этих машин больше не делает! Хотят у РФ есть потрясающая собственная разработка, автомобиль с уникально высокой проходимостью. Это ДТ-30П, что означает – плавающий двухзвенный гусеничный транспортёр, грузоподъёмностью 30 тонн. Он словно создан для покорения ледяных пустынь!

Что в итоге? Главное: для полярников закончилась многолетняя чехарда. Только в 1997 г. правительство отказалось от ежегодных авральных продлений расходов на Антарктику. По крайней мере хотя бы определили минимальный уровень финансирования. Правда, проработанного в деталях государственного плана развития полярных исследований пришлось ждать очень долго!

Теперь он принят. К делу подошли всерьёз, полярная стратегия прописана в деталях до 2017 года. В громадном документе проработано всё, от минимальной численности команд зимней зимовки до размера группировки самолётов поддержки и количества топлива, необходимого для бесперебойной работы авиагруппы. Государство определилось и готово развивать полярные исследования. Значит, экспедиции не оборвутся.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram