Газпром пожинает плоды политики - прибыль неуклонно падает
7 мая 2013, 08:48 [ «Аргументы Недели» ]
Долгое время Газпром был практически монопольным поставщиком газа в Европу, и мог диктовать цены и условия контрактов. Расслабившиеся менеджеры гиганта прозевали изменения на рынке, и теперь пожинают плоды.
Только было Газпром собрался уже построить себе огромную башню-кукурузину в Санкт-Петербурге, как его прибыли внезапно, правда только для менеджеров Газпрома, упали на 15% - энергетический рынок поменялся за прошедшие два года, и Газпром больше не может диктовать условия Европе, пишет Foreign Policy. Структурные изменения рынка настолько существенны, что под угрозой оказалась наполняемость бюджета России, к несказанному удивлению президента Владимира Путина и менеджеров Газпрома, давно забывших, что такое научный прогноз.
Вся политика Газпрома, к большому сожалению, по мнению экспертов издания, сводилась к непрерывному запугиванию партнеров, и скупке по дешевке газа у среднеазиатских соседей, чтобы продать его в четыре раза дороже в Европу. Представители Газпрома, вместо разведки новых месторождений, поиска альтернативных методов добычи и альтернативных источников, политики гибких цен и преференций, занимались исключительно препятствованием строительству новых газопроводов и раскатывали по Европе, улещивая и угрожая.
Пока они пересчитывали барыши, сурово констатируют экономисты, в США открыли методы добычи сланцевого газа и новые способы его сжижения, а среднеазиатские республики вышли из-под крыла большого Брата и начали строить самостоятельную политику. Европа не смогла забыть угроз замерзнуть зимой 2006-2008 годов, и стала активно искать пути альтернативного снабжения городов теплом, восстановив каменноугольные шахты и ТЭЦ, и даже Болгария, которая на 95% зависела еще пару лет назад от России в энергетике, уже начала диктовать условия и выторговала новый контракт на поставки газа, на 20% дешевле и без монопольных условий типа «покупай-не покупай, все равно заплатишь».
Сегодня менеджеры Газпрома вынуждены перезаключать на других условиях контракты даже с такими крупными потребителями, как Германия и Италия, и не могут больше диктовать свои условия – наоборот, это европейцы диктуют, что и почем будут приобретать. С учетом того, что хитрые азиатские рынки тоже так и не открылись для российского монополиста, положение его стало шатким, как никогда.