Минэкономразвития подтвердило свои предложения ограничить рост тарифов на газ и транспортировку электроэнергии, подчёркивая собственное авторство этой идеи. Её осуществление планируется начать с 2014 года. Нововведения затронут также 2015 год, а что будет далее пока неизвестно.
«Предложения заморозить или снизить темпы роста тарифов - это наши предложения... Это касается (замедления) динамики цен на газ с 15% примерно до 5%. Это касается существенного замедления роста тарифов в сетевых компаниях - ФСК и МРСК с 9-10% – примерно до 6-7%. Но эти оценки, вполне возможно, будут уточняться», - заявил журналистам глава министерства Андрей Белоусов.
По его словам, Минэкономразвития получило поручение доработать пакет мер, которые затем будут обсуждаться у первого вице-премьера Игоря Шувалова, а окончательные предложения должны быть готовы к 6 мая.
По словам главы Федеральной службы по тарифам Сергея Новикова, обсуждение вариантов сдерживания тарифов монополий на правительственном уровне намечено на 16 мая.
О новом плане сдерживания тарифов российских монополий говорил президент РФ Владимир Путин в ходе «прямой линии», заявив на всю страну о необходимости «поджать» цены государственных монополий, несмотря на их гигантские инвестиционные программы.
«Сегодня нам очень важно переломить тенденцию, связанную с замедлением темпов роста (экономики), и моя позиция состоит в том, что очень важно сейчас подать позитивный сигнал бизнесу, что мы действительно занимаемся политикой стимулирования экономического роста», - объяснил Белоусов причины ограничения тарифов. Предложения вообще заморозить тарифы министр назвал «не очень реалистичными», - сообщает Рейтер.
Белоусов предполагает, что газовики в состоянии безболезненно пережить ограничение тарифов на газ, - «У Газпрома резервы есть, в том числе и потому, что Газпром недавно завершил очень крупные проекты - Бованенково и Северный поток. Кроме того, если нам, например, либерализовать цены на газ (на внутреннем рынке), то цена на газ, скорее всего, снизилась бы, потому что у нас предложение газа... очень велико, включая независимых производителей. И мы считаем, что такая динамика, которая заложена в прогнозе (социально-экономическом), могла бы быть откорректирована без особого ущерба и для рынка, и для Газпрома».
Он также отметил, что у оператора магистральных энергосетей ФСК в связи с «напряженной инвестиционной программой» в 775,5 миллиардов рублей до 2018 года имеется дефицит финансирования.
«Но здесь есть определенный люфт, связанный с тем, что ФСК запускает выпуск инфраструктурных облигаций», - считает министр. Сетевая монополия ждет в этом году 100 миллиардов рублей пенсионных денег от Внешэкономбанка, который выкупит инфраструктурные облигации.
Аналитики предполагают, что ограничение тарифов приведёт к снижению цен на энергетическом рынке и приведёт к уменьшению прибыли сетевых монополий. Это может стоить только генерирующим компаниям 4-15% чистой прибыли в 2014-2015 годах, приводит Рейтер данные экспертной оценки ВТБ Капитала.
Замедление темпов роста цен на газ может стоить Газпрому 4% EBITDA в 2014 году и 7-8% с 2015 года и далее. Независимый газодобытчик Новатэк может потерять около 10% в 2014 году и 20% в последующие годы.
Поведав о том, что сроки размещения первых траншей облигаций ФСК и РЖД придутся на июль-август, Белоусов уточнил, что тарифы железнодорожной монополии решено «пока не трогать».
«Что касается РЖД, то здесь мы пока особых возможностей снижения динамики тарифов не видим, но еще будем смотреть», - резюмировал министр.
Минэкономразвития сделало едва ли не первую за год робкую попытку двинуться в правильном направлении. Почему правильную? Потому, что унизительно осознание того факта, что газ для населения в США стоит дешевле, чем в России. При этом американцы добывают дорогой сланцевый газ, а природный всё ещё импортируют. Потому, что газовой монополии пора урезать некоторые сверхамбициозные инвестиционные программы и существенно сократить расходы. Руководство «народного достояния» не так давно заявило, что внутренний рынок ему не интересен, и заниматься его инфраструктурой ему невыгодно. А кто тогда будет газифицировать страну? С таким подходом Газпром неприятен, и неинтересен гражданам. Им наплевать на размер его прибыли, потому что они знают, как и куда она тратится.
Разваливая российскую единую энергетическую систему, реформаторы чубайсовского призыва, обещали стране рынок дешёвой электроэнергии и небывалый приток иностранных инвестиций в отрасль. И где это всё великолепие?
Каждый год росли тарифы монополий, темпами, намного превышающими инфляцию – по 15% в год. Душили бизнес и население. Хотели быть не ниже мировых. Хватит, уже догнали и перегнали. Дальше некуда. Впереди полная деградация какого-либо производства и неминуемый экономический и социальный крах.
Рост тарифов надо не ограничивать, а остановить полностью. Время пришло.
Тогда мы, наконец, узнаем справедливую цену акций наших монополий, жирующих на тарифах. Сколько стоят они на самом деле, и чего стоят их выдающиеся менеджеры.