Подписывайтесь на «АН»

Telegram

и Дзен

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика

Эксперты: кому, кроме Дворковича, выгодна приватизация ТЭК?

, 19:23

Либерализм из защитника свободы личности превратился сегодня в обслугу крупного капитала, готового извлечь прибыль хоть из собственной родины, хоть из собственной матери. Представители именно такого либерализма в России вначале провели печально знаменитую «прихватизацию» 90-х, а теперь тянут страну в новую, ускоренную приватизацию, которая должна коснуться такой важной в социальном и политическом плане отрасли, как ТЭК. Об этом пишет в свой статье в «Новых Известиях» директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин.

 «К каким печальным результатам привела первая приватизация 90-х, помнят все: к чему, кроме обогащения отдельных бизнес-элит, приведет новая волна – неизвестно, но не вызывает сомнения, что страна опять окажется в проигрыше», - пишет экономист.

Ключевым управленцем, «рабочей лошадкой» российского либерального клана, как указывает Михаил Делягин,  возглавивший борьбу за «новую приватизацию», стал курирующий ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович.  Его же в качестве идеологов приватизации называет и журнал «Компания».  «Учитывая, что Аркадий Дворкович является одним из идеологов ускоренной приватизации, близость к вице-премьеру поможет заполучить наиболее ценные активы во время распродажи национального достояния».

Близкий круг у нынешнего куратора ТЭК в правительстве весьма обширен. Вице-премьера чаще всего связывают с известными дагестанскими бизнесменами, экс-президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым, пишет издание. «В то же время, в нем все чаще заметны бизнесмены «старой гвардии» - Виктор Вексельберг, Олег Дерипаска, Михаил Фридман, Владимир Евтушенков и многие другие. Правила игры просты: административный ресурс с одной стороны, лояльность - с другой».

Дело не в национальности друзей и жены (она из Дагестана), отмечает Михаил Делягин - дело в системе интересов, определяющей образ жизни. «Дружи нынешний вице-премьер в ВУЗе не с дагестанцами, а, скажем, с туркменами, и женись он на девушке из Туркмении – туркменский бизнес, возможно, занимал бы в жизни сегодняшней России то же место, что и дагестанский. Но на позиции российского олигархата и на образ действий обслуживающего его либерального клана это не оказало бы заметного влияния», - пишет он. Идеология российских «либералов» такова, что при попадании почти любого из них во власть, вокруг «немедленно формируется олигархический пул, интересы которого он отчаянно отстаивает».

Однако с «пулом» Аркадию Дворковичу отчаянно не повезло. Потому что многие из приближенных к нему либералов «уже отметились как никудышные собственники приватизированного госимущества».

Михаил Делягин напоминает и об усилиях Аркадия Дворковича по передаче в руки приближенных олигархов из «старой гвардии» предприятий энергетики. Так, он поддерживает объединение двух крупных сетевых компаний – ОАО «Башкирская электросетевая компания», на 92% принадлежащая АФК «Система» Владимира Евтушенко, с «МРСК Урала», 32,5% которой принадлежит Виктору Вексельбергу. «Объединение будет проводиться таким образом, что государство получит в объединенной структуре меньше контрольного пакета, - пишет экономист. - Понятно, что это создаст реальную угрозу нового витка монопольных злоупотреблений в сфере электроэнергетики, но что для лоббистов интересы общества по сравнению с интересами олигархических структур»!

Вся «большая тройка» операторов мобильной связи получает едва заметную для посторонних глаз, но весомую поддержку в нынешнем правительств, считает «Компания»: это Михаил Фридман с «Вымпелкомом» и тот же Владимир Евтушенков с МТС. Ради них проведено ослабление «Ростелекома». «Атака на главу фонда «Маршал Капитал» Константина Малофеева частично связана и с интересами «большой тройки», - поясняет вы своем комментарии в статье вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. - «Маршал» вместе с «Ростелекомом» планировал выходить на рынок мобильной связи, естественно, что никто из существующих игроков не был в этом заинтересован». По мнению Дмитрия Абзалова, их в этом поддерживал и Аркадий Дворкович.

А совсем недавно стало известно о намерении Михаила Фридмана войти в ТЭК. Получив от сделки по продаже  ТНК-ВР в рамках консорциума AAR  («Альфа-групп» Михаила Фридмана, Петра Авена и Германа Хана, Access Industries Леонарда Блаватника и «Ренова» Виктора Вексельберга) значительный «кэш» (по оценкам экспертов – около 28 млрд долларов на всех партнеров консорциума), он готовится, по данным источников «Финансовой газеты» (учредителем которой является Минфин), купить 14%-ный госпакет «ИнтерРАО». «И здесь не обойтись без согласия курирующего эту отрасль в правительстве Дворковича», - замечает Делягин.

При этом эксперты уже сейчас предполагают, что покупка энергоактивов будет чисто спекулятивной. «Логично предположить, что Михаил Фридман собирается сыграть на явной недооцененности рынком акций «Интер РАО», - считает известный экономист, председатель экспертного совета «Опоры России» Никита Кричевский. - Сегодня капитализация компании находится на уровне 180 млрд рублей, тогда как в начале прошлого года актив стоил практически в два раза больше. Сейчас «Интер РАО» консолидирует активы и выправляет структуру управления, что в ближайшее время может резко повысить ее оценку. Но на сегодняшний день акции энергетического сегмента рынка в целом находятся практически на минимуме».

Кстати, и Михаил Фридман, и Виктор Вексельберг были замешаны в скандале с увольнением гендиректора ТНК-BP Роберта Дадли. В депешах американских дипломатов, рассекреченных сайтом WikiLeaks, сообщалось, что, по мнению Роберта Дадли, к конфликту акционеров «причастны высокопоставленные представители правительства России». «Дадли сказал, что считает, что AAR действует по прямой договоренности с правительством (...), советник Медведева по экономическим вопросам Аркадий Дворкович также поддерживает действия AAR» - говорилось в докладной записке заместителя посла США в РФ Эрика Рубина. «Если Роберт Дадли просил правительство защитить интересы иностранных акционеров, то Виктор Вексельберг и Михаил Фридман общались с Кремлем через Аркадия Дворковича, - отмечает Дмитрий Абзалов. - А когда Дмитрий Медведев ушел с поста президента, произошло поглощение ТНК-BP».

Интересным обещает стать и вероятное вмешательство вице-премьера Дворковича в конфликт вокруг «Иркутскэнерго», считает Михаил Делягин.  «После провала связываемой с его именем попытки передать гидроэнергетику под контроль Дерипаски, контролируемое последним (его доля 50%) «Иркутскэнерго» стало скупать его же металлургические активы, потратив на это 4,3 млрд. руб. Это напоминало вывод госсредств и вызвало отчаянный протест государственного «Интер РАО», собравшегося продать свою долю (40%) «Роснефтегазу», совет директоров которого возглавляет Игорь Сечин, - пишет он. -  Его столкновение с Дерипаской, если оно произойдет, даже с учетом поддержки последнего всем либеральным кланом станет столкновением равных сил и может резко изменить всю политическую картину современной России, являющуюся динамичным равновесием противоборствующих либерального и силового кланов».

Дворкович выручает Дерипаску уже много лет подряд, напоминает «Компания». Достаточно вспомнить, как он защищал его интересы в конфликте с «Норникелем» или как помог спасти «Русал» силами ВЭБа и Сбербанка после кризиса, что позволило компании дотянуть до IPO. представлял Россию на официальной церемонии начала биржевых торгов акциями «Русала». «После этого Аркадий Дворкович говорил, что финансовая поддержка бизнесменам предоставляется государством в исключительных случаях и более применяться не будет. Но затем он же «спасал» Байкальский ЦБК, опять же через ВЭБ, а осенью 2012 г. - Богословский алюминиевый завод, принадлежащий «Русалу»», - замечает издание.

Гидроэнергетика очень перспективна: эта самая дешевая и относительно безопасная электроэнергия. Поэтому в ближайшее время вокруг ее приватизации закипят новые баталии, считает журнал «Компания». 

При этом все эксперты уверены, что торопиться с приватизацией не стоит: продолжающийся мировой кризис не даст продать активы за достойную цену, а российский бизнес, особенно в энергетике, показывает либо интерес только к крупным клиентам и полное отсутствие социальной ответственности, либо фактически губительное для отрасли управление. 

«Чем опасно присутствие частного капитала для нас, простых потребителей? – пишет Михаил Делягин. - Прежде всего, значительным повышением тарифов на электроэнергию, вызванным, разумеется, не злоупотреблением монопольным положением, а исключительно «экономической целесообразностью». Удорожание энергии и услуг ЖКХ постоянно будоражит российское общество, но если сейчас государство, еще не полностью утратившее контроль над ситуацией, порой все же успевает вмешаться и дать по шапке, то, что произойдет, когда отрасль полностью отойдет частникам, остается только догадываться».

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram