На минувшей неделе дальневосточную окраину облетела весть: премьер Дмитрий Медведев в ответ на кипрские события вдруг изрёк на заседании правительства: а не организовать ли нам свои офшоры на Дальнем Востоке?
И добавил: «У нас там мест много хороших – Сахалин, Курилы... Может быть, часть наших денег к нам вернётся?» Позднее он вновь затронул тему офшоризации Дальнего Востока, выступая на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей. «Если нас так везде гоняют, пора вернуться к теме создания офшоров на территории России – специальной юрисдикции, где будет специальная налоговая ставка», – сказал он.
И правда, развивать региональную экономику необходимо, инвесторы туда просто так не идут, так может, офшор их привлечет? Конечно, несколько странно, что подобное заявление возникло в ответ на банковский кризис на далеком Кипре, где хранят средства многие богатые россияне и крупные российские предприятия и госструктуры. Раньше думалось, что болезни нашей экономики мы обязаны решать вовсе не в пакете с проблемами какого-нибудь дальнего островного государства, а в пакете с проблемами хотя бы соседних регионов. Ну, да ладно. Но почему именно после случившегося на Кипре кризиса возникла мысль об офшорах, в то время как ранее гасились любые предложения о создании свободных экономических зон? И значит ли сказанное, что сахалинская СЭЗ, за которую мы вяло воюем уже более 20 лет, близка как никогда?
Увы, но радость оптимистов более чем преждевременна. Аргументы противников никуда не делись, более того, главный противник – бывший министр финансов Алексей Кудрин, по-прежнему пользующийся серьезным весом на самом верху, тут же поспешил вступить с премьером в дискуссию. По его словам, офшоры порождают теневые потоки средств, которые выводятся из-под налогов из основных промышленных зон.
«Все годы, когда у нас были внутренние офшоры, такие как ЗАТО «Байконур», например, губернаторы очень просили убрать эти офшоры, они буквально рыдали. Потому что деньги, предназначенные на зарплаты учителям, инвестиции, дороги, уходили из регионов в эти зоны, где облагались по льготной ставке», – напомнил Кудрин. И даже усугубил в телепередаче «Итоги недели» у Максимовской: «Я думаю, это было бы разрушительно для экономики России», – сказал, как отрезал. Попутно можно было бы напомнить премьеру про доморощенные офшоры 90-х в Ингушетии, Калмыкии, на Алтае, работавшие, скорее, как стиральные машины при местных бюджетах и печально почивших. Так что офшоризация страны вряд ли нам грозит. Зато, быть может, есть шанс реанимировать постановление Президиума ВС РСФСР от 27.05.1991 г. о создании свободной экономической зоны «Сахалин» (СЭЗ «Сахалин»)? И последующие решения в её развитие – от Совмина республики до указа президента? Увы, но многострадальную островную экономическую зону постигла судьба расстрелянного Верховного Совета, хотя в неё открыто никто из танков не бил: просто тихо похоронили «под сукном». Возможно, сегодня самое время воскресить?
Для этого узнаем точку зрения фактического родителя СЭЗ «Сахалин», бывшего вице-губернатора и начальника Главного планово-экономического управления Сахалинской области (1990 – 1994 гг.), кандидата экономических наук, доцента Виктора Сергеевича СИРЕНКО, ныне продолжающего научную деятельность в Москве.
– С большим удовольствием готов прокомментировать ситуацию, – отозвался он на просьбу нашего корреспондента. – Тем более, что данному проекту я с единомышленниками отдал двадцать лет напряженной работы. Но сначала подчеркну, что офшор и СЭЗ – резко отличаются друг от друга. Офшоры создают там, где нет богатых природных ресурсов, нет заметных производств. Зато есть развитая инфраструктура, в том числе банковская. И соответствующая законодательная база, привлекательная для капиталов различного происхождения. Мы этим похвастаться не можем. Зато у нас есть на Курилах и Сахалине огромная ресурсная база, начиная с возобновляемой рыбы и морепродуктов, леса, полезными ископаемыми. И заканчивая углеводородами.
Другими словами, и Сахалин, и Курильские острова словно бы созданы самой природой для бурного развития производства, а не банального отмывания спекулятивных денег, говорит Сиренко. Мы хорошо изучили зарубежный опыт и видим: именно создание экономических зон позволило Японии, а затем и Гонконгу, Сингапуру и Китаю достичь потрясающих результатов, многократно улучшив жизнь своего населения всего за 5 – 10 лет. Благодаря внятной политике, в основе которой лежали свободные экономические зоны. Это резкое снижение (или полная отмена) таможенных пошлин на ввозимое современное производственное оборудование. Отмена налога на прибыль (или снижение до 90 процентов, как в Сингапуре в начале 60-х годов прошлого века), причём на 8 – 10 – 15 лет. А также упразднение НДС. Так называемый налоговый кредит позволял не платить налоги, если предприниматель (фирма) вкладывает деньги в обновление оборудования: это ключевое звено – замена старых основных фондов на новые! Всё это неминуемо ведёт к созданию эффективной системы управления предприятиями.
Но вот наши наработки и концентрированное обобщение позитивного иностранного опыта... оказались никому не нужными в современной России. Власть федеральная давно охладела к идее создания СЭЗ, хотя на её памяти тот же Китай не устаёт демонстрировать потрясающие экономические результаты. Повторю, именно благодаря позаимствованному у соседей опыту свободных экономических зон. Нас же, похоже, больше волнуют финансовые офшоры, а не восстановление из пепла реального мощного производства.
Вы посмотрите, что произошло в единственной островной области РФ за последние 20 с небольшим лет. Были уничтожены крупнейшие в стране рыбодобывающие и перерабатывающие базы (Корсаковская база океанического рыболовства, Холмская база производственно-транспортного флота, Невельская база тралового флота)...
Десятки судов ушли «на гвозди» или в иностранные руки, взамен не поступило ничего! В островной области была мощная деревообрабатывающая и бумажная промышленность, сейчас от 9-ти целлюлозно-бумажных заводов не осталось на плаву ни одного. Вслед за рухнувшими градообразующими предприятиями, среди которых были и шахты, рыбо- и мясоперерабатывающие производства, стройиндустрия, пищевая промышленность, сельхозпроизводства, стали вымирать города, теряя свое лицо и статус, превращаясь в банальные сёла, в которых впору было снимать фильмы ужасов (Чехов, Горнозаводск, Мгачи...).
Сейчас жизнь кипит в основном в областной столице и вокруг пары-тройки райцентров, где прежде всего добывают нефть и газ (благодаря ещё нашим давним наработкам по соглашению о разделе продукции островная власть продолжает «купаться» в нефтедолларах, вот только население продолжает уезжать на материк – подальше от запредельных энерготарифов и цен. Это дотационная Чечня себе может позволить оплачивать за население тарифы ЖКХ, а нефтегазовый Сахалин с профицитным бюджетом почему-то нет). Неудиви-тельно, что население островов сократилось за последние полтора десятка лет на треть! Всё больше местная власть упор делает на малограмотных гастарбайтеров из СНГ. Разве это нормально? А самое невероятное – купить свежей рыбы (морепродукты) можно только у браконьеров или рыболова-любителя «по случаю»: нет ни одного рыбного рынка или магазина «Даров океана» ни на Сахалине, ни на Курилах. Замороженные деликатесы – да, продаются, но по дикой цене, то есть, как правило, даже выше, чем в Москве, США. Или той же Японии, где, к слову, утренние рыбные рынки есть повсеместно!
– Но хотелось бы закончить это короткое интервью на позитивной ноте, – говорит Сиренко. – У меня есть все наработки для плодотворной работы по созданию реальной свободной экономической зоны на Сахалине и Курилах. Как знать, возможно, именно такая СЭЗ вернула бы людям надежду в завтрашний день, стала тем локомотивом, который вытащил бы Дальний Восток и всю Россию из сегодняшнего экономического тупика, за которым, если ничего не предпринимать, увы, только крах прекрасной страны. Напомню, только так называемый налоговый кредит, стимулирование местного товаропроизводителя создают конкурентоспособное поле, привлекают инвестиции. И делают регион процветающим! Так что или будет СЭЗ и полноценная жизнь, или – тупик.