Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика

Привет из Сочи: немыслимо дорого и никому не нужно

, 11:47

После визита президента Владимира Путина в Сочи на строящиеся Олимпийские объекты и внезапно выявившегося удорожания строительства не чуть-чуть, а в восемь раз, эксперты обнаружили, что город стоит в субтропических горах.

Агентство Прайм опросило различных специалистов и экспертов, в том числе столь известных, как бывший министр финансов Алексей Кудрин, вице-премьер Козак и  бизнесмен Владимир Потанин. Все они в один голос твердят, что не только будущее спортивных объектов в Сочи туманно, но туманно и настоящее – строительство многих сооружений уже заморожено, оказалось нецелесообразным или невероятно убыточным.

Причиной беспрецедентного удорожания стала не только коррупция, которая, по оценкам финансистов, съела от 20 до 50% стоимости, не только откаты, которые подсчету поддаются с трудом, но, в основном, абсолютное неумение составлять экономические и бизнес-планы, ошибки при проектировании. Жутко сказать, но многие строители действительно оказались настолько непрофессиональны, что не догадались провести перед строительством специальную геологическую съемку и выяснить (а это должно быть известно студенту-первокурснику), что в горах бывают оползни, что в Сочи очень сложная слоистая геологическая структура – горы резко обрываются в море, много болот, мелких рек, подземные воды и т.п. В результате все рушится и сползает - недаром в этом районе населенной издревле была только узкая полоска суши вдоль моря.

Как специалист может такое заявлять: «Увеличение затрат шло по объективным причинам, так как были допущены ошибки при проектировании и планировании работы объектов» (это заместитель гендиректора "Базового элемента" Олега Дерипаски Андрей Елинсон) или «Вдруг неожиданно выяснилось, что это горы, что здесь есть оползни, здесь средняя глубина, на которую надо зарываться, чтобы поставить опорный столб, - два-три метра, а в некоторых и девять метров. Такова специфика грунта» (это Владимир Потанин).

Инвесторы, полные энтузиазма в начале строительства, начали постепенно уползать потихоньку из Сочи: «Энтузиазм многих компаний был высоким, когда все начинали. Каждый выбирал себе какой-то кластер, какие-то виды спорта, место для застройки и считал, что внесет свой вклад в будущее олимпийского движения. Может, не представляли всех трудностей на пути, в том числе при взаимодействии и организации таких крупных комплексов и строек», - считает Кудрин. Уже заброшено строительство целого ряда гостиниц – и Сочи может оказаться перед огромной проблемой, где селить гостей и спортсменов – неужели им придется снимать койку, как в советские времена с туалетом во дворе, а то и в кустах? Постепенно сворачивается строительство портов, экономическую целесообразность которых тоже как-то не подсчитали заранее – в Сочи более выгодно доставлять грузы воздухом или железной дорогой, да и не нужно их там столько, недаром никогда это место портом исторически не было – порты складываются веками, как правило. «Грузооборот морского порта изначально прогнозировался "Олимпстроем" совместно с Минтрансом и АНО "Транспортная дирекция Олимпийских игр" в объеме 15-20 миллионов тонн. Но на практике вышло в три-пять раз меньше», - полагает Елинсон.

И самое ужасное – совершенно неясно, что делать со всем этим хозяйством после Олимпиады (если оно не рухнет). Инвесторы уже требуют налоговых льгот, разводя ручками и оправдываясь тем, что «не знали, не рассчитали, не видели гор и моря…» Продавать построенное жилье просто некому – цены запредельные, а работы в Сочи нет даже для уже давно живущих там людей – на олимпийский стройках всех вытеснили гастарбайтеры. Перед строительством никто не удосужился провести элементарные маркетинговые исследования окупаемости роскошных кварталов, кинулись строить, рассчитывая, что раз жилье дорого – с руками оторвут. Многие дома так и останутся стоять недостроенными…

Аналогичная картина и со спортивными сооружениями – кто приедет в Сочи кататься на коньках и лыжах – неясно: слишком дорого, а сервис как был советским, так и остался. У европейцев, да и у многих русских, освоивших лыжи и сноуборды, есть уже проторенные пути во Францию, Австрию, Италию, где все в разы дешевле, а жители любезно улыбаются и доброжелательно смотрят. Увы, российская психология временщика – выскочить из-за угла, всучить дрянь втридорога и убежать, пока не переменились законы, сыграла в Сочи просто роковую роль, подробнее о русской психологии тут. Похоже, гражданам страны придется платить не только за то, чтобы Сочи построили, но и за то, чтобы оно не развалилось после Олимпиады.

«Мы построили шикарную долину, но мы ее не можем наполнить жизнью. Там мало арендаторов, мало магазинов, ресторанов и всего остального. Помимо коммерческого аспекта, существует аспект: хотелось бы, чтобы это все жило. Нам предстоит договариваться, чтобы более ясной была процедура, как все это делать: сдавать в аренду, продавать впоследствии», - печально подводит итог Потанин (в чем шик, если нет магазинов и ресторанов и всего остального, осталось за кадром).

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram