> Институт Гайдара предупреждает: акцизами пьянство не победить - Аргументы Недели

//Экономика

Институт Гайдара предупреждает: акцизами пьянство не победить

15 января 2013, 10:35 [ «Аргументы Недели» ]

В России налогообложение алкоголя имеет исключительно фискальную направленность, оно никак не влияет, да и не может повлиять на объем потребления этого продукта населением, уверены эксперты Института Гайдара.

Не только потому, что россияне по давно сложившейся традиции страны «северного типа» предпочитают крепкие напитки слабым, но и потому, что государство ведет борьбу с водкой скорее на словах, а не на деле.

«Складывается ощущение, что акцизная политика не определилась, какой тип потребления алкоголя должен быть сформирован в долгосрочной перспективе», - сетует заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара Илья Соколов.

Акцизная нагрузка на пиво и крепкий алкоголь в пересчете на литр чистого спирта сейчас отличается всего на 25%, уточняет он.

А еще в 2009 году уровень налогообложения крепкого алкоголя и пива отличался почти втрое, и тогда доля крепкого алкоголя в структуре потребления снизилась с 80% в 1995 года до 51% к 2010-му, а пива — выросла с 14 до 38%.

После того, как в 2010 году ставки акциза на пиво были повышены втрое, а фискальная нагрузка практически сравнялась с крепким алкоголем, исчезли «ценовые сигналы к переключению на слабоалкогольную продукцию», объясняет эксперт.

Сейчас средняя цена пива сопоставима с европейской, а доля акциза в цене — ниже среднего (13,8% против 19,1%). Доля акциза в цене крепкого алкоголя также ниже европейских показателей — 28,8% против 37,5%, но и цена значительно меньше, чем в Евросоюзе.

Нынешняя система налогообложения алкоголя в России сегодня имеет исключительно фискальную направленность, она никак не влияет на объем потребления, заверил «Ведомости» директор аналитического центра ЦИФРРА Вадим Дробиз.

Снижение потребления пива в 2008-2009 годах, объясняет он, связано отнюдь не с государственной пропагандой здорового образа жизни, а с демографическим фактором: в то время на рынок пришел покупатель, родившийся в начале 90-х годов прошлого века, а это было время резкого спада рождаемости в стране.

Уже с 2011 года потребление, несмотря на трехкратное повышение начало расти.

«На пиве, - объясняет эксперт, - государство опробовало фискальную программу, а с 2012 года запустило ее и для крепкого алкоголя».

Смысл в том, что уже в 2011 году казна собрала акцизов на 200 млрд руб., в 2012-м - 250 млрд, в 2013-2014-м надеется собрать еще на 30-35 млрд больше, уточняет Дробиз.

«Фискально, - настаивает эксперт, - государство выиграет, а социально проиграет».

ЕГ


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте