В пятницу было оглашено решение акционеров «Норильского никеля» о выплате рекордной компенсации, покидающему пост генерального директора Владимиру Стржалковскому. Компенсации величиной в $100 миллионов.
Она окончательно добила последние надежды соотечественников на хотя бы отдаленное пришествие социальной справедливости, о которой теперь полагалось забыть навсегда. Взять и слупить почти с каждого россиянина почти по доллару и раструбить на весь мир. Это надо суметь. Каждый мечтал о таком счастье, но далеко не каждому удавалось. В людях встрепенулась черная зависть и стала пожирать их изнутри. И бедные, и богатые впали в унылое оцепенение, поражённые болью собственного ничтожества и ненавистью к обижающей их действительности. Они пытались ответить на два коротких вопроса, за что ему такие деньжищи, и почему не мне? И не могли найти ответа.
Перспективный политик Михаил Прохоров, который с 1996 по 2008 год был совладельцем компании, не преминул прокомментировать это событие в своём ЖЖ.
По его мнению, выходные пособия такого размера не подлежат разумному объяснению. «Решение акционеров «Норильского Никеля» выплатить генеральному директору компании Владимиру Стржалковскому $100 миллионов в качестве «золотого парашюта» удивило даже меня и как бывшего директора, и как гражданина России. Мне всегда понятно, когда наши лучшие компании много инвестируют в развитие и платят высокие дивиденды своим акционерам, а в случае с «Норильским никелем», где около 10% акций принадлежат работникам компании – это хороший пример «народного капитализма». Но выходные пособия такого размера разумно объяснить невозможно. Даже на Западе в более богатых странах после кризиса такие случаи стали предметом массового осуждения», - возмутился Прохоров, заметив, что ситуацию, чреватую репутационными потерями для всего нашего бизнеса, ещё можно поправить.
Далее он предложил нынешним владельцам компании публично объясниться перед обществом, за какие заслуги положены такие выплаты, изменить договор или направить львиную долю денег, предназначенных Стржалковскому, на общественно значимые проекты.
В понедельник совет директоров «Норильского никеля» принял решение о назначении на пост генерального директора президента ХК «Интеррос» Владимира Потанина вместо досрочно прекратившего свои полномочия Стржалковского. Это было одним из основных условий примирительного соглашения между крупнейшими акционерами «Норильского никеля» - ОК «Русал» Олега Дерипаски и ХК «Интеррос» Потанина, заключённого 10 декабря с участием компании Millhouse Capital Романа Абрамовича.
Члены Совета директоров выразили благодарность Владимиру Стржалковскому за годы плодотворного сотрудничества. Далее последовал длинный список его заслуг перед компанией, являющейся крупнейшим в мире производителем никеля и палладия, и занимающей ведущие позиции в добыче платины, кобальта, меди, родия, золота, серебра, иридия, осмия, селена, рутения и теллура.
К нему прилагался внушительный перечень наград и благодарностей Стржалковского – действительного государственного советника Российской Федерации 1 класса. Он награжден Орденом Почета, Орденом Дружбы, многочисленными медалями, почетной грамотой Правительства Российской Федерации за многолетнюю и эффективную государственную гражданскую службу. Неоднократно получал благодарность президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации.
Его жизненный путь наглядно показывал, что в России можно заработать очень много, но для этого надо очень много и честно трудиться. А не мутить народ, воровать меховые шапки и почтовые посылки.
Что касается второй части предложений Михаила Прохорова о пересмотре договора о компенсации Стржалковскому или направления большей части его стомиллионного долларового вознаграждения на общественно значимые цели, то размеры оного никто пересматривать не стал. А вопрос о социальных пожертвованиях оставили на усмотрение уходящего гендиректора.
Деньги-то теперь его и законные.
«Я никогда ни у кого ничего не просил. Акционеры сами предложили эту сумму,- сказал Стржалковский, слегка перефразировав булгаковского мастера, - Пока я не знаю, как ей распоряжусь, но большую часть направлю на благотворительность. В том числе 10% точно будут перечислены сотрудникам ФСБ, работавшим в горячих точках, на приобретение жилья».
И то правильно. Общество должно задуматься по этому поводу и успокоиться.