Аргументы Недели → Экономика № 42(334) от 01.11.2012

Минпромторг дарит секретные технологии китайцам?

, 17:36 , Обозреватель отдела Экономика

Правительство в плановом порядке задумалось о будущем. В последние недели кабинет министров засучив рукава принимает одну за другой масштабные госпрограммы развития. Успели позаботиться о медицине, сельском хозяйстве, фармацевтическом производстве, образовании и охране окружающей среды. Но работы ещё невпроворот. До нового, 2013 г., надо утвердить все запланированные госпрограммы. Это – 41 проект, каждый – грандиозных масштабов.

На госпрограммы российские чиновники необычайно щедры. Например, у Китая – только четыре больших госпроекта. Того уровня, который у нас назвали бы федеральным. Мало – зато делают. Тогда как в РФ госпроектов десятки, но не работает почти ни один.

Разнообразных госпрограмм у нас в последние годы напринимали столько, что даже самые памятливые члены правительства наверняка не смогут вспомнить и половины списка. Что говорить о простом народе, который вообще вряд ли слышал о существовании таких госпроектов, как «Мировой океан», «Развитие статистики» или «Реструктуризация запасов ракет». Порой и вовсе доходит до абсурда. Например, почему программе «Социально-экономическое развитие российских немцев» присвоили такой же статус, как глобальным проектам возрождения АПК, модернизации медицины и развития дорожной инфраструктуры?

Вообще читать длинный список госпрограмм – занятие увлекательное. Каких только благих пожеланий там не увидишь! Тут и развитие регионов, и создание современной транспортной инфраструктуры, и восстановление ключевых отраслей. В некоторые годы количество федеральных целевых программ (ФЦП) доходило до 60 штук. Число меняется, одно неизменно – расходы по этим статьям растут. Например, в 2009 г. действовала 51 ФЦП, в 2012 г. – 49. При этом общие траты бюджета увеличились с 840 млрд. до 1,053 трлн. рублей.

Отдача – невелика. Ещё на первом этапе реализации многочисленных госпрограмм Минэкономразвития заявило о полном провале самых значимых проектов и предложило их свернуть. Впоследствии появился отчёт Счётной палаты. Только по программе «Жильё» вылетело в трубу 2 млрд. бюджетных рублей. Подавляющая часть целевых программ выполнялась для галочки. Организаторы и близко не добились показателей, которые вначале сами себе поставили.

Теперь история пошла на второй заход. Дело вот в чём: срок реализации большинства ФЦП истекает в 2012 году. Пришла пора продлевать проекты. На сей раз планы строят на восемь лет вперёд, до 2020 года. Самое завораживающее в них – почти фантастические обещания. Например, согласно программе «Развитие образования», исчезнут очереди в детские сады (сейчас 36% детей не обеспечены местами). Школьных педагогов обещают вытащить из нищеты. До 2020 г. федеральный бюджет собирается потратить на образование 3,99 трлн. рублей. В целом расходы бюджетов различного уровня достигнут почти 29 триллионов! По замыслу, деньги на педагогов польются рекой, поэтому уже в следующем году их зарплаты должны сравняться со средними по региону (сейчас отстают в 1,5–2 раза).

Дальше – больше: в 2018 г. доход преподавателя будет вдвое выше среднего. Правда, в реалистичности этих посулов усомнился даже министр образования Д. Ливанов. Он намекнул, мол, «можем не достичь целевых показателей». Его настроение понятно. По расчётам, в ближайшие восемь лет на повышение преподавательских зарплат потребуются дополнительные 820 млрд. рублей. Где их взять? Центр спихнул эту проблему на регионы, подавляющему большинству из которых сейчас и без того непросто сводить концы с концами. Напрашивается вывод: может, зарплаты и вырастут, только за счёт резкого сокращения числа школ и учителей.

Аналогичная ситуация в медицине. Государство и тут рисует светлое будущее. Мол, на здоровье экономить больше не будут. Последние три года госрасходы на бесплатное лечение уменьшались. В нынешнем году на каждого пациента по системе обязательного медстрахования бюджет тратит 7,6 тыс. рублей. В 2013 г. сумма подрастёт до 9 тыс. руб., в 2015 г. – до 12 тысяч. Но какой ценой? Одновременно проведут «сокращение норматива койко-мест». То есть – позакрывают больницы. Тем пациентам, которые не попадут в стационары, предложат лечиться на дому или в поликлиниках.

Поэтому – слабо верится в обещания, прописанные в документах госпрограммы по охране окружающей среды (принята в конце октября 2012 года). Нам обещают: к 2020 г. площадь особоохраняемых природных заповедников достигнет 13,5% территории РФ. Одновременно число городов с высоким уровнем загрязнения промышленными выбросами сократится почти втрое. На всё про всё до 2020 г. выделено 336 млрд. рублей. Такой суммы явно недостаточно, чтобы вывести сотни предприятий из нескольких десятков мегаполисов. Вдобавок – обустроить заповедники на миллионах гектаров природных угодий.

Иными словами, даже те немногочисленные госпрограммы, которые правительство всё же успело принять, напоминают откровенное очковтирательство. Что говорить о десятках других, застрявших в бесконечных ведомственных трениях. Например, ФЦП «Развитие Северо-Кавказского округа» оценили в 5,5 трлн. рублей! Сумма настолько оторвана от реальности, что проект не прошёл даже начальную стадию согласований.

Особенно не повезло проектам, связанным с развитием промышленности. Много лет буксовала госпрограмма возрождения отечественного фармпроизводства. Подготовка шла с 2007 года! В конечном счёте 18 октября 2012 г. правительство утвердило план развития отрасли. До 2020 г. госинвестиции составят 100 млрд. рублей. В обмен российские препараты должны занять половину отечественного рынка. Реально ли это? По мнению экспертов, вложения слишком малы, прогноз – завышен. Рынок лекарств РФ давно поделили несколько зарубежных концернов. Они не сдадутся без боя. При этом противник сильный: годовой доход этих компаний в десятки раз превышает сумму правительственных инвестиций в фармпромышленность.

Но больше всего отличился Минпромторг. Там который год копаются с разработкой двух ключевых ФЦП – развития судостроения и авиапрома до 2025 года. Планы ведомства постоянно меняются и всё больше напоминают подготовку к полному сворачиванию производства. Например, в авиации ведомство открытым текстом предлагает как можно скорее создать альянс с Индией или Китаем. То есть – подарить передовые технологии прямым конкурентам. Вдобавок бюджет РФ должен вложить в эти совместные авиапредприятия не менее 1,5 трлн. рублей.

Ожидаемая Минпромторгом отдача от гигантских вливаний выглядит очень скромно. По прогнозам ведомства, в 2020 г. доля российской продукции на мировом авиарынке не превысит 3,1%! Та же история – с судостроением. По замыслу авторов программы, государство должно инвестировать в отрасль 1,2 трлн. рублей. Из них 136 млрд. руб. – до 2016 года. На что пойдут деньги – загадка, поскольку концепция Минпромторга составлена очень туманно, ясных планов в ней нет. Когда программа попала на согласование в Министерство финансов, там недвусмысленно дали понять – у авторов «большие проблемы с логикой». Разумеется, Минфин завернул документы.

Что в итоге? По идее, госпрограммы – высший приоритет. С точки зрения правительства они – как серия точечных уколов, призванных залечить самые запущенные проблемы РФ. Например, поднять Дальний Восток, обеспечить народу доступное жильё и качественную медицину, остановить развал авиапрома и воссоздать электронную промышленность. В реальности – под прикрытием светлых идей который год подряд идёт откровенное разворовывание бюджетных средств.

Что с того: ФЦП прописаны отдельной строкой в бюджете, курируются чиновником в ранге министра или даже вице-премьера? Видимо, не за тем присматривают. В своё время нынешний премьер Дм. Медведев отвечал за самую провальную из госпрограмм – «Доступное жильё». В наказание – стал президентом.

Рейтинг госпрограмм

За последнее десятилетие правительство успело принять более сотни госпрограмм. Часть завершилась, как правило, бесславно. Другие в разгаре.

Госпрограмм  будет ещё больше, поскольку они – основа грандиозного плана по перестройке государственного хозяйства. По замыслу бывшего руководителя Минфина А. Кудрина, с 2013 г. госпрограммы должны были превратиться в становой хребет бюджетного планирования – основной канал, через который потекут федеральные расходы.

«Сейчас на целевые программы приходится 20–30% бюджетных расходов, с переходом на новую систему доля возрастёт до 97%», – рассказывал Алексей Леонидович полтора года назад. Подготовка шла много лет. Каждое из 16 федеральных министерств обязали подготовить одну, а то и несколько госпрограмм – по профильному направлению. Хотя средний срок работ над каждой программой затянулся на два года, в итоге их налепили на любой вкус и цвет. Достаточно, чтобы составить своеобразный рейтинг.

Титул самой скандальной, безусловно, принадлежит госпрограмме развития Северного Кавказа.Изначально, в сентябре 2010 г., подъём с колен этого, одного из самых экономически отсталых регионов РФ оценили в 2,6 трлн. рублей. Дагестан претендовал на 721 млрд., Ингушетия – на 365,5 млрд., Чечня – на 423,4 млрд. рублей. С подачи полпреда президента в Северо-Кавказском округе А. Хлопонина ставку решили сделать на развитие туризма. Это в республиках, где едва ли не ежедневно случаются теракты и вылазки боевиков. Кроме того, местные власти славятся, мягко говоря, вольным обращением с денежными потоками, поступающими из федерального бюджета.

Идея поднять Кавказ за пару с половиной триллионов провалилась с треском. Минфин и Минрегион не согласовали ни рубля затребованных трат. Сумму признали нереальной. Местным властям впредь посоветовали не столько просить всё большие порции денег из федеральных закромов, сколько не душить робкие ростки мелкого и среднего предпринимательства. В августе 2011 г. кавказский вопрос на федеральном уровне был закрыт.

Самой провальной стала федеральная целевая программа Доступное жильё.О чём говорить, если с момента принятия этой ФЦП (2005 г.) квадратные метры в среднем по России подорожали на 80%! В крупных городах рост был двух-трёхкратный. Обещанный строительный бум обернулся жёстким спадом. Правительство обещало вводить по квадратному метру новостроек на душу населения в год. Всего – более 130 млн. кв. метров. Реально: объёмы строительства удалось дотянуть до 64 млн. кв. м в пиковом 2008 году. Затем они упали до 60 млн. в 2010 г. и 58,4 млн. в 2011 году. Для сравнения: в 1986–1990 гг. в РСФСР построили 343,4 млн. кв. м жилья, только в 1990 г. квартиры получили 1,296 млн. семей.

Наиболее бестолковой можно признать программу развития Дальнего Востока и Забайкалья.Они занимают 41% территории РФ (7 млн. кв. км), но приютили только 6% населения (8 млн. человек). С 1992 г. Дальний Восток потерял 1,5 млн. жителей. Развитие идёт ни шатко ни валко. Например, госпрограммой переселения на Дальний Восток заинтересовались 1,4 тыс. человек (планировалось перевезти десятки тысяч). Оно и понятно: всё, что предложило переселенцам государство, – комнату в общежитии и 60 тыс. руб. подъёмных.

На этом рейтинг не обрывается. Самая затратная – программа модернизации вооружений до 2020 г. стоимостью 19 трлн. рублей. В частности, на них закупят 100 боевых кораблей, включая 20 подлодок. Также: 600 самолётов, 1 тыс. вертолётов. Самая абсурдная – программа улучшения управления госфинансами, которую предложил Минфин. Он намерен потратить 12,3 трлн. руб. «в целях повышения эффективности расходования бюджета». Выходит, чтобы облегчить траты госказны, до 2020 г. нужно спустить сумму, равную годовому бюджету страны. Самая запоздавшая – государственная программа развития лесного хозяйства. Её не приняли до сих пор, хотя работа кипит четвёртый год подряд! У государства нет представления, что делать с необъятными российскими лесами. Лишь бы не полыхали в тех масштабах, как летом 2010 года.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram