Новая концепция алкогольной политики страны нацелена на сокращение потребления алкоголя – и первые шаги в этом направлении вот-вот будут предприняты. Увы, стараясь делать как лучше, власти поступают как всегда – водка подорожает.
«Сейчас минимальная цена бутылки водки определена в 125 рублей за 0,5 литра, в магазинах водка продается по 200–300 рублей, к 2020 году розничная стоимость может повыситься в среднем до одной тысячи рублей», - такие планы озвучил руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.
По сведениям Шапкина, Россия находится на четвертом месте по употреблению алкоголя в мире - после Молдавии, Германии и Чехии, а каждый россиянин, включая древних старцев и младенцев, потребил за год более 15 литров чистого спирта. По планам руководителя противоалкоголического Центра, эта цифра должна к концу 2020 года уменьшиться в два раза. Шапкин уточнил, что государство не дремлет в вопросе алкоголизации населения, и предприняло ряд решительных мер – количество производителей алкоголя сократилось почти в два раза, а количества оптовых компаний – почти на 40%. «С начала этого года на треть сократилось число продавцов алкогольной продукции». – цитирует Шапкина РБК.
Повышение акцизов на алкогольную продукцию даст дополнительный рост цен: «Получается, что к 2020 году удельный вес акциза в бутылке водки увеличится как минимум в 3,5 раза, это может привести к снижению оборота алкогольной продукции – и производители будут вынуждены повышать цены, чтобы оправдать свои затраты».
Не все так просто с алкоголиками – ведь пить горькую человека побуждает не дешевизна водки, а целый ряд других причин. Во Франции можно найти сколько угодно дешевого вина, однако алкоголизм там распространен гораздо слабее, чем в России. К тому же даже решительно настроенный Шапкин признает, что «беспрецедентно жесткое регулирование алкогольного рынка и то, что цена водки может повыситься к 2020 году до 1 тысячи рублей, позволяет предположить достаточно серьезную активизацию теневого рынка». Во всяком случае, многие СМИ уже потеряли огромные средства на запрете рекламы алкоголя, при том, что рекламируется, как правило алкоголь дорогой и элитный, которым спиться никому просто в голову не придет. А алкоголику реклама и вовсе глубоко безразлична.
Многолетний опыт некоммерческих социальных организаций, работающих во многих странах мира и очень слабо представленных в России, показывает, что алкоголизм победить очень и очень непросто – он затрагивает не только конкретного человека, но и всю его семью, часто в его основе лежат национальные традиции и менталитет. Только сложные, многолетние социально-просветительские программы могут снять с России вечное проклятие, но это тяжкий и неблагодарный труд, начальство за такое не похвалит – поэтому цену поднять, наступив на недавно уже несколько раз уроненные грабли, куда как проще. И снова граждане будут гнать всякую дрянь и травиться – ведь никаких других изменений, кроме подорожания водки, властные мужи никак не придумают…