Страна опять в напряжении. В следующем году России грозит повышение стоимости проезда в плацкартных вагонах на 60%. Такое заявление сделал вице- президент РЖД Михаил Акулов в Общественной палате России.
Нехорошее известие прозвучало в ходе слушаний проекта Закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Акулов пояснил, что проект бюджета предполагает уменьшение объема субсидий РЖД на пассажирские перевозки, и в его компании не могут понять логики принятия такого решения.
Дело в том, что Минфин РФ предлагает субсидировать плацкартные перевозки с 2013 года только для льготной части населения - молодых людей в возрасте до 23 лет и пенсионеров. Он собирается сократить размер ежегодных субсидий на поддержку плацкарта и общих вагонов с 30 до 14,8 миллиардов рублей. Тарифы в этом сегменте устанавливает государство, и они значительно ниже экономически обоснованного уровня. РЖД ежегодного перевозит более 1 миллиарда пассажиров, и из них только 35 миллионов – по тарифам, которые компания устанавливает самостоятельно, а остальных – по тарифам, регулируемым государством. Недополученный доход перевозчика покрывался субсидиями из федерального бюджета. Вообще-то, РЖД для обеспечения безубыточности требуется в год 36,6 миллиардов рублей. При таком раскладе все граждане страны ощутили бы на себе заботу государства в равной мере.
До сих пор сумма недополученных государственных средств, превышающая 6 миллиардов рублей, покрывалась за счет доходов от перевозки пассажиров в купейных и спальных вагонах, а также экономии расходов на техническое перевооружение и обновление парка подвижного состава. Теперь значительно возросший разрыв между доходами и расходами перевозчика предлагается возложить на население, находящееся в трудоспособном возрасте.
Министр финансов Антон Силуанов, не мудрствуя лукаво, так и заявил, - «Мы посчитали, и правительство посчитало, что будем давать деньги только на категории пассажиров, которые находятся в возрасте до 23 лет и после 60 лет. Нет смысла давать всем. Если ты в трудоспособном возрасте – извини, заплати по полной».
А для пущей важности добавил, что решение о субсидировании льготных тарифов только для студентов и пенсионеров было принято ранее на уровне правительства.
Вице-президент РЖД продолжал просить деньги. «К сожалению, на 2013 год мы получим в бюджете сумму в два раза ниже того, чего нам и так было мало», - сказал Акулов.
Но это не смутило «жадного» министра финансов. Он обратил внимание оппонента на необходимость повышения эффективности собственных расходов. «РЖД иногда самостоятельно устанавливает льготные тарифы и не обращается к федеральному центру за субсидиями», - отрезал Силуанов.
Акулов возразил, что льготы устанавливаются компанией в нерегулируемом сегменте. «Там мы имеем прибыль, и у нас там нет проблем», - ответил он, отказываясь понимать логику прижимистого правительства. У него была своя логика - выбить субсидии из федерального бюджета, но этого пока не получалось.
Начинало материализовываться предостережение Федеральной пассажирской компании (ФПК), что для сокращения дефицита бюджетных субсидий ФПК придется в следующем году отменить 235 нерентабельных поездов, не имеющих коммерческого потенциала. Провести массовое сокращение персонала численностью около 3000 человек (из 82000 работающих сейчас), вдвое уменьшить количество плацкартных вагонов в поездах, и полностью отказаться от закупки новых плацкартных вагонов.
Кроме того, становилось ясно, что в ближайшее время резко вырастут цены на железнодорожные билеты для граждан трудоспособного возраста, а, ведь, далеко не все из них имеют работу. Если называть вещи своими именами, то уменьшение субсидий просто перекладывается из бюджета на плечи всех россиян. Ведь, перемещаясь по стране железнодорожным транспортом, трудоспособные пассажиры вынуждены будут отрывать дополнительные деньги из семейных бюджетов. А значит, и на достатке неработающих членов их семей, включая детей и стариков, это непременно скажется. И правительству лучше не дурить народу голову, а прямо сказать, что, в этом случае, оно намеренно отказывается от своих социальных функций, и сокращает бюджетные расходы, перекладывая их гнет на плечи населения с невысоким уровнем доходов. Потому что в общих и плацкартных вагонах у нас состоятельные граждане не ездят, не говоря уже о представителях всех ветвей власти.