У России нет защиты от яда нефтяной иглы
10 сентября 2012, 13:38 [ «Аргументы Недели» ]
Зависимость России от нефтяных доходов – одна из сильнейших в мире. Малейшее колебание цен на нефть в отсутствие эффективных инструментов защиты и инвестиций в другие отрасли промышленности и технологии ведет к катастрофе.
С точки зрения инвесторов страны, в которых есть запасы горючих ископаемых типа нефти и газа весьма привлекательны, для них характерны хорошие макропоказатели: стремительный рост долларового ВВП, профицит бюджета и счета текущих операций. Однако не все так радужно, как кажется на первый взгляд – аналитики Citi провели анализ плюсов и минусов потенциальных инвестиций в условиях восьми наиболее известных экспортеров нефти - Россия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Норвегия, Казахстан, Катар, Кувейт и Нигерия, пишет газета «Ведомости».
Большинство стран использовали получаемые от продажи нефти доходы для сокращения госдолга, формирования валютных резервов и резервных фондов, высокие цены способствуют потребительскому буму и росту благосостояния.
К сожалению, нефть является страшным соблазном для власти – она способствует формированию авторитарных режимов, строящих свое благосостояние на нефти. Нефть отучает правителей ломать голову, как развивать в стране промышленность, и убивает конкуренцию, развращая легкодоступными и неподконтрольными большей части населения деньгами. Развращается и население, поскольку его налоги перестают играть существенную роль в формировании бюджета, и благосостояние страны в целом перестает зависеть от производительности труда ее жителей.
Правители богатых нефтью государств всеми силами стремятся избежать ограничений собственной свободы действий, они ведут жизнь рантье, постепенно деградирующие в условиях отсутствия конкуренции элиты дерутся под ковром за куски добычи, вместо того чтобы увеличивать размер общего пирога. В мозгах расслабившихся правителей возникают разные затратные фантазии типа Олимпиад и роскошных фестивалей, и страх внешней угрозы, провоцирующий рост расходов на оборону, что, в свою очередь, еще более усиливает авторитарность правления и ослабляя экономику.
Индексы Freedom House объективно показывают, что чем выше доля экспорта углеводородов в ВВП, тем хуже с политическими правами и гражданскими свободами, что видно совершенно конкретно на примере исследованных стран – только Норвегия продолжает, с точки зрения исследователей, оставаться полноценно демократической страной с развитой конкуренцией: ее спасает то, что она стала развитой и достаточно богатой страной с сильными институтами раньше, чем вошла в число крупных нефтеэкспортеров, поэтому Норвегия тратит нефтедоллары на образование граждан, развитие науки и культуры, вкладывая в будущее.
Остальные страны-нефтеэкспортеры собираются «подумать об этом завтра» - им все кажется, что они еще недостаточно разбогатели для образования и науки. Большинство стран, вошедших в исследование экономистов, за последние годы только увеличили зависимость от нефти: в 2005 году для сбалансированного бюджета Саудовской Аравии хватало чуть более 30 долларов за баррель, сейчас — требуется почти 80 долларов за баррель; Кувейту — $25 долларов за баррель и почти 90 долларов за баррель соответственно; России — 20 долларов за баррель и 117 долларов за баррель. В 2012 году средний для восьми стран уровень цен на нефть, необходимый для баланса бюджета, стал равен примерно 90 долларам за баррель. Максимален он у России и Нигерии (100 долларов за баррель), Казахстану нужно 90 долларов за баррель, странам Персидского залива — 60-80 долларов за баррель.
Приведенные цифры показывают вполне наглядно, что прошедшие годы нефтедобывающие страны использовали лишь на то, чтобы увеличить потребление, не сделав ничего, чтобы слезть с нефтяного наркотика и вложить полученные сверхприбыли во что-нибудь созидательное и полезное. По России можно еще добавить, что нефтяные цены привели к такому безудержному раскручиванию коррупции, какого не видели предыдущие годы, при том что благосостояние народа выросло явно не пропорционально ценам на нефть.
Страшно представить, что произойдет, если цены на нефть упадут, а к этому явно движется мировая экономика: аналитики утверждают, что многие нефтедобывающие страны ждет коллапс. Они приводят в пример известные исторические примеры - крах СССР в 1991 году, иранская революция 1979 году и приход к власти в Венесуэле Уго Чавеса в 1998 году.
По оценкам Citi, цены на нефть останутся высокими в ближайшие 2-3 года, после чего снизятся до 80-90 долларов за баррель. Для России это может стать серьезным испытанием, поскольку она больше других стран-экспортеров зависит от нефти. Спасти Россию могли бы экономические реформы, но первые сто дней нового кабинета министров отбирают последнюю надежду на их реализацию.
России, по мнению аналитиков и крупных инвесторов, необходимо срочно провести формирование инфраструктуры для пенсионных накоплений, приватизацию и освобождение правовой системы от вмешательства государства. Вместо этого идет давление на медиа, рост военных и социальных расходов, отложенная приватизация, косметические изменения в политической системе, ужесточение реакции на протесты. «Как говорит история, такой ответ очень часто демонстрирует слабость, а не силу правящей элиты», - считает эксперт Владимир Тихомиров из ФК «Открытие». Боязнь «раскачать лодку в бурных водах» может привести к тому, что она просто потонет вместе с командой.