Правительство России в ожидании накатывающегося кризиса нашла еще одну жертву бюджетной экономии. Власти решили отказаться от строительства высокоскоростных железных дорог к Чемпионату мира по футболу – 2018.
И хотя РЖД продолжают обсуждать эти планы, в проекте федерального бюджета на 2013-2015 годы расходы на них не предусмотрены, уверяют «Ведомости» со слов федеральных чиновников.
Высокоскоростные железные дороги (скорость движения по ним - 350-400 км/ч) Москва - Санкт-Петербург и Москва - Екатеринбург должны были связать города, в которых будут проходить матчи Чемпионата. РЖД надеялась получить на них из бюджета и уже подала руководству инвестпрограмму до 2020 года на 5,6 трлн руб. при дефиците 1,9 трлн руб.).
Дороги хотели строить на условиях концессии при софинансировании государства — 70% стоимости проекта приходилось на бюджетное финансирование, поступающее через ВЭБ. Начало строительства магистралей было запланировано на следующий год. В материалах РЖД строительство магистрали в Санкт-Петербург было оценено в 1,12 трлн руб., вдвое дороже — дорога до Екатеринбурга. По планам железнодорожников, первый проект сокращает время в пути до 2,5 ч вместо нынешних 3,5 ч, а вот дорога из Москвы в Екатеринбург через Нижний Новгород и Казань сокращала бы путешествие по этому маршруту с нынешних 26 ч до 8 ч. Интерес к грядущему международному тендеру на сооружение и эксплуатацию магистралей проявили несколько консорциумов инфраструктурных компаний, среди которых корейская Hyundai, немецкая Siemens, французская Alstom, китайская CRCC. А президент РЖД Владимир Якунин на совещании у премьер-министра Владимира Путина в конце апреля предлагал, чтобы не опоздать со стройкой, уже в этом году профинансировать выкуп земель под трассу Москва — Санкт-Петербург на 4 млрд руб. из средств РЖД, при условии что государство эти затраты потом компенсирует.
Велика вероятность, что правительство вовсе откажется от планов строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей: стоимость слишком велика, а экономический эффект сомнителен, признает близкий к правительству источник издания.
РЖД, правда, надежды не теряет, заверили в компании «Ведомости». Глава госкорпорации Владимир Якунин в начале августа письмом заботливо предложил правительству строить скоростные трассы на тех же условиях, но поэтапно, чтобы уменьшить нагрузку на бюджет.